“СТМ-17”: ждем очередную серию?
Продолжает раскручиваться уже было полузабытый скандал вокруг приключений неуловимого траулера “СТМ-17”, экипаж которого дважды в начале этого года сумел провести пограничников, скрываясь от преследования.
Продолжает раскручиваться уже было полузабытый скандал вокруг приключений неуловимого траулера “СТМ-17”, экипаж которого дважды в начале этого года сумел провести пограничников, скрываясь от преследования. Как стало известно, буквально на днях пограничникам удалось обнаружить траулер-беглец. Ожидается, что подробностями этого события поделится сегодня на пресс-конференции начальник ТОРУ ФПС генерал-полковник Павел Тарасенко.
Напомним, “СТМ-17” получил всемирную известность после 20 февраля этого года. В тот день патрульным кораблем морских сил Тихоокеанского регионального управления Федеральной пограничной службы России у северного побережья Приморья на траверзе мыса Золотого, приблизительно в 70 милях от берега, был обнаружен рыболовный траулер, лежащий в дрейфе. В тот момент, когда российские пограничники попытались сблизиться с судном, траулер резко набрал ход и попытался скрыться. Началось преследование.
Скорость траулера на форсированном ходу превышала 25 узлов, нарушитель начал уходить в отрыв. Когда стало ясно, что патрульное судно не в состоянии преследовать траулер, в воздух из Южно-Сахалинска поднялся самолет пограничной авиации “Ан-72”. На перехват вышел и скоростной пограничный сторожевой корабль Сахалинской бригады морчастей ФПС. Но даже этими силами задержать нарушителя не удалось – траулер (как потом выяснилось, это был “СТМ-17”, принадлежащий владивостокской компании “Клемена”), уйдя от погони, скрылся в японских территориальных водах. Преследование продолжалось 12 часов, однако задержать нарушителя сумели только корабли японского управления безопасности на море. Впрочем, от японцев капитан судна – Сергей Степанов убегать и не собирался. Траулер застопорил ход после первого же приказа с японского корабля.
5 марта под прикрытием жестокого шторма и почти нулевой – из-за снежных зарядов – видимости Степанов вывел свой сейнер из Вакканая и сумел бесследно раствориться в северной части Японского моря. Вышедшие в предполагаемый район поиска ПСКРы и патрульные суда ТОРУ ФПС безрезультатно утюжили более суток заданный квадрат. По данным пограничников, “СТМ-17”, не замеченный пограничниками, взял курс на юг.
Только сейчас, по прошествии почти полугода, стали известны истинные причины оплошности пограничников, 12 часов гонявшихся за траулером, но так и не сумевших его поймать.
Астрологи и любители всяческих оккультных наук, наверное, скажут, что капитан “СТМ-17” Сергей Степанов родился под счастливой звездой. Ибо такой цепи роковых случайностей просто так случиться не могло.
Началось все с того, что самолет “Ан-72”, вылетевший на перехват с Сахалина, оказался неисправным. В тот момент, когда пограничный “Антон” начал преследовать траулер, на его борту случился отказ аппаратуры связи. По всем нормативным документам с такими неисправностями пилот не имеет права продолжать полет и обязан совершить посадку на ближайшем аэродроме. По сути “Ан-72” участвовал непосредственно в самой операции по задержанию нарушителя не более получаса – прошел над траулером и произвел несколько залпов из скорострельной авиационной пушки по курсу судна. Сразу же после обнаружения неполадок “Ан-72” прекратил погоню и вернулся на базу.
Но и на этом удача от Сергея Степанова не отвернулась. Быстроходный пограничный сторожевой корабль, вышедший на перехват “СТМ-17”, тоже оказался… неисправным.
Как удалось выяснить корреспонденту “В”, на ПСКРе заклинило носовую артиллерийскую установку. Именно поэтому при преследовании нарушителя прицельный огонь на поражение и не открывался.
В исправном состоянии на преследовавшем “СТМ-17” пограничном сторожевике была только кормовая артустановка. Чтобы использовать ее для ведения огня, командиру ПСКРа приходилось совершать малоприятные маневры – разворачивать корабль бортом к волне. Волнение моря в тот день было значительным, а это означает, что из такого положения даже с учетом возможностей стабилизатора орудия вести прицельный огонь хотя и возможно, но достаточно сложно.
Подобные маневры лишали ПСКР преимущества в скорости - пока сторожевик разворачивался бортом к волне, сейнер-нарушитель уходил в отрыв. Словом, ситуация изрядно напоминала бой на ринге, когда у одного из боксеров постоянно спадают трусы…...
Отсутствие должного финансирования привело к тому, что практически вся техника на вооружении пограничников устарела или нуждается в серьезном ремонте. История с погоней за “СТМ-17” – яркое тому подтверждение.
Не менее плачевно складывается положение со снабжением морчастей ФПС топливом. К примеру, корабли Находкинской бригады ТОРУ в состоянии выйти в море не чаще, чем два раза в месяц. Кстати, любопытно и другое – даже по тревоге корабли бригады смогут отойти от причальной стенки не ранее, чем через четыре-шесть часов после получения приказа. Прибросьте, какое расстояние за это время сможет пройти судно-нарушитель…...
В последнее время активно дискутируется вопрос о реформировании Федеральной пограничной службы. Так уж получилось, что под красивым словом “реформа” у нас понимают сокращение. По данным “В”, только на участке Находкинского погранотряда с зоной ответственности от Владивостока до Николаевска-на-Амуре планируется сократить пять застав и постов технического наблюдения. И если сейчас, как показывает опыт траулера “СТМ-17”, через границу может прорваться любой желающий, то что будет после сокращения сил ФПС в регионе?
Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, "Владивосток"