«Россельхозцентр» приглашает питомниководов к взаимодействию

Посадочный материал лучше всего покупать у местных производителей. Это бесспорно. Причем желательно у них напрямую, а не через перекупщиков.

8 авг. 2017 Электронная версия журнала "Сады и Огороды" №70 от 8 авг. 2017

Но как, приходя на рынок, отличить, кто есть кто, и выяснить, какие саженцы – местные или привозные они предлагают? В порядке вещей, когда саженцы из ближнего зарубежья выдаются за приморские. В последнее время участились случаи, когда на них даже вешают бирки с названием известных в крае питомников или садоводов-опытников. С другой стороны, есть так называемые местные питомники, которые продают посадочный материал из Китая или Европы. Кто они – наши производители посадочного материала? Сколько и какой ассортимент имеют? Информация об этом очень разрозненная, неполная. Вот и мечутся в горячую пору посадок садоводы, не зная, куда бежать, чтобы купить, например, саженцы шелковицы или районированных сортов смородины.

Обо всем этом мы говорим с руководителем филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Приморскому краю Галиной Буханистой.

– Давайте вернемся к весне, времени закладки и обновления посадок в садах, – предложила Галина Федоровна. – В этом году было завезено особенно много дешевых саженцев не испытанных в наших условиях видов и сортов. Многие дачники и садоводы уже не раз обжигались на таких покупках, но вновь надеются на чудо и рискуют. Покупают, сажают, а что в итоге? Растения часто сразу погибают. Или долго мучаются, но до нормального урожая дело так и не доходит.

Сложившаяся ситуация подставила подножку многим нашим питомникам – они не сумели полностью реализовать саженцы, предназначенные для весенних посадок.

– Галина Федоровна, нынешние приморские питомниководы – кто они? Профессионалы или любители?

– Если судить по образованию и изначальной специальности, то сейчас этим делом занимаются как те, так и другие. Питомники имеют выпускники сельскохозяйственных вузов, агрономы, бывшие специалисты плодоводческих совхозов, сортоиспытательных участков, станций защиты растений, научных учреждений аграрного направления. При этом до профессионального уровня уже уверенно доросли многие садоводы-опытники, встали на ноги личные подсобные хозяйства, освоив теорию самостоятельно и пройдя университеты на практике. У них хороший стимул – успешно выстроить семейный бизнес. Тут полагаться приходится только на собственные силы и возможности.

Но дачника и садовода в большей степени интересует не форма собственности питомника, а ассортимент предлагаемых им саженцев, их качество, рекомендации по агротехнике возделывания той или иной культуры. Ведь посадочный материал – особый товар, он, как ничто другое, требует достоверной сопроводительной информации.

– Вот именно – достоверной. А когда говорят, что это саженцы винограда Юрия Георгиевича Божко, а на самом деле впихивают в руки привезенный бог весть откуда материал (имею в виду конкретный случай нынешней весны), то куда бежать за правдой?

– Считаю, что у садоводов должна быть возможность получить правдивую и исчерпывающую информацию о местных производителях посадочного материала, их ассортименте, в конце концов, у них должна быть возможность выбора.

Питомники – участники рынка, определенного его сегмента и представляют собой отдельную отрасль экономики. Назовите ее хоть «зеленой отраслью» (такое название прижилось в западных регионах страны, где уже 10 лет работает Ассоциация производителей посадочного материала, имеющая довольно большой вес и регулирующая волнующие питомники вопросы, отлаживающая взаимодействие с торговыми сетями и т.д.), хоть по-другому. Но надо понимать, что настала пора упорядочить работу, связанную с производством посадочного материала. Может быть, у самих питомниководов есть предложения по тому, как лучше это сделать. Ассоциация – хорошо. Но если будут обоснованы другие варианты взаимодействия, то они тоже будут внимательно рассмотрены.

На мой взгляд, начинать надо с составления реестра производителей посадочного материала Приморского края. Он станет ориентиром для садоводов, а для питомников – рекламой их ассортимента и направлений деятельности.

На повестке дня давно стоит вопрос сертификации посадочного материала. Мы сейчас встречаемся с питомниководами, объясняем необходимость таких мер для защиты интересов не только потребителей, но и их самих.

Во-первых, без сертификатов они не могут претендовать на государственную поддержку по развитию своего бизнеса. А возможность получить такие субсидии есть. За последние два года в рамках реализации мероприятий по развитию садоводства и питомниководства на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей из федерального бюджета было выделено 4 188 миллионов рублей – гораздо больше, чем в предыдущие годы. Чтобы уменьшить зависимость от иностранных производителей посадочного материала, улучшить фитосанитарное состояние наших насаждений и обеспечить экономическую безопасность отрасли, ставится задача ежегодно закладывать 400 га питомников плодовых и ягодных культур.

– В крае есть желающие закладывать не только питомники, но и промышленные сады?

– Одно из находкинских предприятий намерено заложить 100 га промышленных садов. Наши питомники имеют достаточно большой потенциал и могут вырастить под его заказ необходимое количество саженцев. Но надо отдавать себе отчет, что ставка будет делаться именно на сертифицированные саженцы. Не хотелось бы, чтобы из-за отсутствия сертификатов заказ был размещен за пределами края.

Пока лишь отдельные питомниководы регулярно проходят процесс такой сертификации: Александр Кустов, Евгения Виничук, Василий Рыбинский. Мы готовы проконсультировать на этот счет и других производителей посадочного материала. Готовы также оказывать им поддержку в вопросах защиты растения, соблюдения требований ГОСТа посадочного материала, консультировать по другим вопросам.

Хотелось бы услышать от питомников предложения по всем этим вопросам, готовы собраться и обсудить их за круглым столом.

Надежда БРАЖИНА Пишите: [email protected], [email protected]