Камчатский эксклюзив

Молодой ученый Денис Пашнюк с Камчатки – кандидат биохимических наук, без пяти минут доктор, может часами увлеченно говорить на научные темы, заражая своим интересом собеседников. По специальности он микробиолог, но давно уже вышел за рамки одного направления, работает с тремя научно-исследовательскими институтами полуострова – вулканологии, рыбного хозяйства и океанографии, геофизики.

3 авг. 2016 Электронная версия журнала "Сады и Огороды" №64 от 3 авг. 2016

На стыке этих тем и рождался его проект «Органическиие удобрения Камчатки», реализация которого привела к результату, в правдоподобность которого даже не сразу верится.

– Денис, а правда, что одно из последних ваших биоудобрений способно оживить погибшее растение?

– Почти правда. Препарат сделает свое дело, возродит растение к жизни, если у него все-таки осталось хотя бы несколько живых клеток. Удобрение наверняка особенно заинтересует цветоводов, потому что очень сильно стимулирует образование цветов. Но должен предупредить, что этого средства мы производим немного. А все потому, что сырье для него добывается лишь раз в году – в сентябре, и его не хватает.

– Но почему вдруг вы, микробиолог, решили заняться удобрениями?

– На самом деле передо мной была поставлена другая задача – найти схему утилизации накопившихся биологических отходов (из рыб разных пород, водорослей). Вместо этого я разработал несколько видов органических удобрений, которые сейчас уже запатентованы, имеют государственную регистрацию, что для такого вида удобрений пока редкость в нашей стране.

– А долго голову пришлось поломать?

– Честно? Лег спать, а утром уже знал, что делать, – помогло сотрудничество с институтом вулканологии. Зато 10 лет ушло на испытания, на то, чтобы определиться во взаимоотношениях с эндемичными микроорганизмами, привыкшими жить в кратере вулкана, где кипит лава. Взятая с кратерных точек маточная колония этой бактерии была поселена в графитовые колбы, потому что никакой другой материал, даже камень, нельзя спасти от их прожорливости. Очень тщательно они перерабатывают наши отходы, превращая их в однородную эмульсию с богатым набором аминокислот и микроэлементов, легко доступных для растений. Но сначала трудно было предположить, как бактерии себя поведут, как будут взаимодействовать с органикой. Морские организмы разрушить нелегко. Если идти обычным путем, то получишь не органику, а трупные яды. Нам удалось высвободить аминокислоты и другие компоненты.

Но возникла другая проблема – как их связать воедино. С этой задачей справились сине-зеленые водоросли – бактерии геотермальных источников, живущие при температуре 100 градусов и вобравшие в себя элементы чуть ли не всей таблицы Менделеева. В результате препарат стал стабильным и устойчивым.

– Во всем у вас камчатский эксклюзив...

– Северные воды всегда отличались большим разнообразием видов ихтиофауны и флоры. Богатый состав микро– и макроэлементов, аминокислот и их производных повышают пользу биоудобрений. Они улучшают структуру почвы и «оживляют» ее, способствуя развитию полезных почвенных микроорганизмов. В свою очередь, почвенные микроорганизмы способствуют разложению органики, медленному высвобождению питательных веществ, необходимых растениям. Структурная почва имеет лучшую воздухопроницаемость и водоемкость. Есть еще много плюсов, которые дачники оценят, подружившись с нашей продукцией.