Школа нашего будущего

Какой багаж знаний унесут наши дети во взрослую жизнь под звуки нестареющего вальса?

1 сент. 2011 Электронная версия газеты "МК во Владивостоке" №722 от 1 сент. 2011
b4241c38b343bd4470f5f568b821f4db.JPG

В образовании (как в футболе или в политике) разбираются все, хотя и здесь есть свои специалисты. Фурсенко, например… Поскольку, по словам классика, «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», то и о проблемах школы можем поговорить. У каждого из нас имеется свой опыт (уж какой есть!), свои соображения и предложения. А вот чему мы научились – совсем другое дело… Но мы имеем право высказаться по поводу образования, поскольку эта сфера действительно касается всех. Хочется знать, к чему приведут нынешние новации в образовании. Хочется, чтобы наши дети и внуки учились лучше нас, интереснее, охотнее, больше знали необходимого и меньше – ненужного. Как же этого добиться?Учиться, учиться и учиться…Разумеется, ответы на этот вопрос искали всегда. На мой взгляд, любопытными и, как ни странно, вполне современными (особенно для России) представляются рекомендации 40-летней давности. Их выработала Международная комиссия по развитию образования ЮНЕСКО в 1971 году, изучив опыт многих стран мира. Вот основные из этих рекомендаций и краткие комментарии к ним.1. Непрерывность образования должна стать основным принципом политики в этой области. Оно будет осуществляться на протяжении всей жизни человека и не должно ограничиваться рамками школы или иного конкретного учебного заведения.Вроде бы и российские тенденции таковы – по крайней мере, заявленные публично. О практике промолчим… учитывая хотя бы платность второго высшего образования.2. Образование должно обеспечиваться многообразием путей и средств. Главное не в том, где и как получил его человек, а в том, какими реальными знаниями он обладает.Конечно, теоретически можно заниматься и самообразованием. Но старое правило «без бумажки ты букашка» пока надежно действует, тем более в области образования.3. Всякого рода искусственные преграды между различными отраслями и уровнями образования, а также между его видами должны быть ликвидированы.В рамках этой рекомендации есть и такое предложение: право поступления в высшее учебное заведение без обязательного завершения определенного курса формального образования. Даже представить себе трудно, чтобы наши чиновники на такое решились! Видимо, история с Ломоносовым больше в России никогда не повторится…4. Образование должно не только обучать молодежь конкретным профессиям, но и обеспечивать широкую подготовку, дающую возможность овладеть различными специальностями.Мне почему-то кажется, что современные выпускники школ к любой работе вообще не готовы и о «различных специальностях» просто понятия не имеют.5. Развитие дошкольного воспитания должно стать важной целью политики в области образования.Ну, тут остается только ностальгировать по давно прошедшим временам. Кстати, в 1970-х годах комиссия ЮНЕСКО ссылалась на массовый положительный опыт СССР и КНР в этой сфере. В Китае он с тех пор получил дальнейшее развитие...6. Ответственность за техническое обучение не должна возлагаться только на систему средней и высшей школы. В этом процессе должны участвовать и производство, и деловые круги.Остается только вспоминать о былых «шефских связях», начисто угробленных в современной России. Правда, отдельные «деловые» стали выдавать гранты на обучение и стипендии.7. Доступ к образованию различного типа, а также возможность трудоустройства должны зависеть только от знаний, способностей и склонностей человека.Есть и уточнение к этой рекомендации: оценка учебной работы школьника или студента должна основываться не столько на результатах экзаменов, сколько на изучении его деятельности за определенный период. Тут, по крайней мере в школе, пошли прямо противоположным путем: ввели стандартный ЕГЭ и принимают в вузы по его формальным результатам.8. Все иерархические различия между учителями начальных школ, преподавателями средних школ, училищ, колледжей и высшей школы должны быть ликвидированы. То есть не должно быть такого положения, при котором педагог, стремящийся к профессиональному продвижению (включая свое финансовое состояние), может добиться его, только перейдя в учебное заведение более высокого ранга. Без комментариев.9. Программы подготовки учителей должны включать использование всех новейших средств и методов обучения.Видимо, должны…10. Следует обеспечивать такую подготовку педагогов, чтобы они могли быть настоящими воспитателями, а не просто проводниками знаний.Тут у нас явный регресс. В массе своей учителя даже не делают замечания ученикам, курящим в школьном дворе. Не хотят «воспитывать».11. Квалифицированных представителей различных профессий и специальностей следует привлекать к преподаванию в учебных заведениях.Просто гениальное предложение при нашей нехватке учителей! Уверен, что многие люди с высшим образованием смогли бы вести отдельные предметы в школах, не отказавшись даже от небольших денег.12. Преподавание должно учитывать склонность обучаемого. Учащемуся следует предоставлять больше свободы решать самому, что, где и как он хочет изучать.Похоже, что только эту рекомендацию и приняли к действию в нашем «министерстве необразованности», пытаясь довести ее до абсурда. Впрочем, есть надежда, что совместными усилиями родителей и педагогов, воспротивившихся введению скудного «базового курса», удастся отдалить российскую школу от американского образца, далеко не лучшего в мире (о чем, к слову, неоднократно говорили даже президенты США).Неверной дорогой идете, товарищи!Один из них, Ричард Никсон, в своих мемуарах 1990-х годов, критикуя обучение в американских школах, писал следующее: «Некоторые из реформ в области образования проводились, видимо, с благими намерениями. Многие из них, к счастью, подверглись изменениям или были полностью отменены. Но их авторы, хотя и были наивны либо невежественны, тем не менее, держали в своих руках всю систему образования, тем самым угрожая искалечить целое поколение американской молодежи».Не придется ли кому-либо из российских будущих президентов говорить нечто подобное, оценивая итоги усилий Фурсенко и Ко?Разумеется, с тех пор ЮНЕСКО выработало новые рекомендации в этой сфере – впрочем, не противоречащие старым. А именно к этим я обратился потому, что, по мнению комиссии разработчиков, через 20-30 лет (то есть в нынешнее время) образование в мире претерпит кардинальные изменения. Взгляд комиссии в будущее был опубликован в журнале «Курьер ЮНЕСКО» в ноябре 1972 года. Вот какими они представляли результаты реформы: «Во-первых, образование станет начинаться значительно раньше, так как важность дошкольного образования признается теперь повсеместно. Человек будет заниматься самообучением всю жизнь, поскольку непрерывное образование, уже признанное в качестве идеала, вот-вот станет реальностью. Экзамены, этот бич студенчества, отпадут, утратив смысл для людей, обучающихся каждый в своем темпе. Обязательные предметы и учебные планы подвергнутся коренному пересмотру, а сами школы как детские учреждения постепенно отомрут. Но главным образом изменятся цели и дух образования: упор будет сделан на овладение знаниями, а не на обучение; эффективность образования будет определяться не объемом учебных программ, а числом всесторонне образованных людей».Конечно, не все в этом видении будущего можно считать реальностью... но уже прошло 40 лет. Читатель вправе судить сам, что и как изменилось в нашей стране в этой сфере, что приобретено и что потеряно. На взгляд автора статьи, выигрыш – не на стороне здравого смысла. И не только потому, что планы порой бывают нереальными.В качестве забавного (но отнюдь не безобидного) дополнения приведу рисунок из учебника «Русская азбука» для первого класса, издательство «Просвещение». Эта «Азбука» в псевдорусском стиле представляет нам карту России, на которой… попросту нет Приморья. То есть Транссиб пересекает Амур и обрывается. Хорошо хоть Курилы есть, а то им в других учебниках обычно не везет. Ну что тут можно сказать? Карта – как иллюстрация к словам из песни: «Расея моя, Расея, от Волги до Енисея». Песня в целом неплохая, но Россия все же значительно больше. И, надеюсь, умнее…