АТЭС приходит и уходит, а кушать хочется всегда

Торговля во Владивостоке становится все более цивилизованной и социально ориентированной

24 март 2011 Электронная версия газеты "МК во Владивостоке" №699 от 24 март 2011
671cb0718b2094ffb9bcc1b741908ddc.JPG Торговля во Владивостоке становится все более цивилизованной и социально ориентированнойВ минувшие выходные работники сферы торговли принимали поздравления в честь своего профессионального праздника. Традиционно важные даты – своего рода рубеж, у которого принято оглядываться назад, чтобы увидеть, чего удалось достичь, а над чем только предстоит поработать. Редакция «МК во Владивостоке» в очередной раз обратилась к этой насущной теме.По вкусу и по кармануОдной из главных задач городского управления торговли и услуг по-прежнему является сдерживание роста цен на основные продукты питания. По поручению главы города Игоря Пушкарева была создана программа социальной поддержки населения «Город для людей». В марте 2011-го ей исполнилось два года. Она охватила самые важные сферы жизни горожан - торговлю продуктами и лекарствами. Администрацией города был определен перечень из 16 наименований продуктов и 70 наименований лекарственных препаратов, которые можно приобрести по сниженной цене. При этом большинство магазинов - участников программы активно расширяют ассортимент продовольственных товаров. Зачастую перечень доходит до 100 наименований – вместо первоначальных 16.На сегодняшний день купить продукты по сниженной цене можно в 24 магазинах, расположенных во всех районах Владивостока. Мимо них не пройдешь – спасибо узнаваемым красно-синим логотипам «Город для людей», которые разместились на фасадах и в торговых залах. Для этих же целей товары, цена на которые снижена, обозначены специальными желтыми ценниками.Также Игорь Пушкарев издал постановление «Об организации выездной социальной торговли» (№ 226 от 13.03.2009). Согласно этому документу была организована торговля продовольственными товарами с автомашин по ценам ниже общегородских на 10-25 процентов. Сегодня качественные продукты по социальной цене можно приобрести по 65 адресам в любом из районов Владивостока. В каждой точке предусмотрено от двух до десяти автомашин (всего в городе их более 170), около которых ставятся прилавки, а на них – рыба, морепродукты, свежие молоко, яйца, мясо, хлебобулочные изделия прямо от производителя.Дешевый – не значит плохойЗа два года существования программы потребитель успел убедиться в том, что товар, купленный под маркой «Город для людей», гарантированно будет свежим и вкусным. Хотя сначала очень мешал стереотип: «дешевый - значит плохой». Никакого секрета в формировании цены нет. Как поясняет начальник управления торговли и услуг городской администрации Зинаида Ким, все дело в договоренности главы города Игоря Пушкарева с местными товаропроизводителями, поставщиками и торговыми сетями. Первые поставляют определенные сорта продукции со скидкой к отпускной цене, а последние снижают торговые наценки. Соответственно, стоимость получается ниже средней по городу иногда на 10 процентов, а иногда и на целую четверть.- Хочу отметить, что экономически программа социальной поддержки «Город для людей» существует за счет самих предпринимателей, пожелавших оказать реальную помощь малообеспеченным слоям населения, - говорит Зинаида Николаевна. - Мы благодарны им за то, что они поддержали инициативу Игоря Сергеевича и, несмотря ни на что, продолжают участвовать в ее реализации. Однако всегда есть то, что остается за кадром. Для отлаженной работы системы потребовались неимоверные усилия городских властей. Ведь сначала нужно заинтересовать товаропроизводителей и предпринимателей, затем организовать их, а впоследствии координировать работу в этом направлении. А между тем экономические условия сейчас отнюдь не райские, и беспрестанным повторением фразы о том, что бизнес должен быть социально ответственным, на предпринимателей не повлияешь. Тем не менее ОАО «Владхлеб», ОАО «Гормолокозавод «Артемовский», ООО «Ратимир», Владивостокское отделение Уссурийской птицефабрики, ООО ТД «Самур», ОАО «Вимм-Билль-Данн», КГУП «Госпродагентство», ОАО «Михайловский бройлер», Уссурийский и Смоляниновский хлебозаводы – лишь небольшой перечень предприятий, согласившихся пойти навстречу городской администрации.Самым незащищенным - скидкаПрограммой «Город для людей» комплекс мер социальной поддержки населения не исчерпывается. В прошлом году открылся магазин «Ветеран», где цены на социально значимые товары ниже, чем в других магазинах. Помимо этого действуют дополнительные скидки. Например, для ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к данной категории граждан, дисконт - 15 процентов, для пенсионеров - восемь. Для удобства покупателей на ценнике указаны две цены – обычная и с учетом скидки для ветеранов. Сразу после открытия магазина льготным категориям граждан начали выдавать дисконтные карты, на которых указан размер скидки. Всего их выдано около пяти тысяч. Карты можно получить и сейчас, обратившись в магазин или в совет ветеранов. Как сообщила Зинаида Ким, для обеспечения самых заслуженных людей - участников Великой Отечественной войны продовольственными товарами по доступным ценам главой города Игорем Пушкаревым принято решение о расширении сети отделов «Ветеран» в коммерческих предприятиях, арендующих муниципальные помещения. Сотрудничество с предпринимателями приобретает различные формы. Например, крупные торговые операторы (такие, как ООО «ДВ Торг», ООО «Дальникаторгсервис», ООО «ДВ-Торг-Проспект», магазины крайрыболовпотребсоюза и крайпотребсоюза) постоянно проводят различные акции, направленные на продажу товаров по более низким ценам. В дополнение ко всему в октябре прошлого года открылся новый супермаркет «Проспект». Цены там держатся на уровне общегородских, а на некоторые позиции товаров - даже ниже среднерыночных. По согласованию с городской администрацией пенсионерам и многодетным семьям, проживающим в Первореченском районе, были вручены дисконтные карты с 7-процентной скидкой на все реализуемые продукты. На некоторых розничных рынках города организовано проведение «социальных» дней, когда можно приобрести определенную категорию товаров с минимальной торговой наценкой. Например, покупка рыбы в соответствующий день обойдется дешевле на 5-15 процентов.Уже с середины апреля на площади Борцов за власть Советов возобновится общегородская ярмарка. Затем постепенно начнут свою работу и остальные городские ярмарки (сейчас во Владивостоке семь подобных площадок). Напомним, что в ярмарках принимают активное участие товаропроизводители как из Владивостока, так и практически со всего Приморья. Прежде всего это крестьянские, фермерские хозяйства. Благодаря тому что товар продается напрямую, минуя перекупщиков, у горожан есть возможность купить продукты на 10-30 процентов дешевле. Такая торговля выгодна и самим сельчанам.Изгоняя нелегалаДругая важная задача, поставленная главой города Игорем Пушкаревым и которая успешно решается, – постепенный переход от стихийной торговли к цивилизованной. Напомним, что согласно федеральному закону № 271 к 2013 году все розничные рынки должны быть расположены в капитальных строениях. По мнению мэра, такие меры оправданны:- Мониторинг, проведенный специалистами, показал, что цены на продукты на стихийных рынках такие же, как на благоустроенных, а порой и выше, - отмечает Игорь Сергеевич. - Только в местах незаконной торговли за качество продаваемой продукции ответственности никто не несет, а там, где все оформлено по закону, всегда есть ответственное лицо.Однако муниципальные власти не всегда могут справиться с ситуацией своими силами. Проблема в том, что землей распоряжается не администрация города, а департамент земельных отношений администрации края. Поэтому зачастую киоски и павильоны возникают в местах, где их быть не должно.Другой вопрос – нежелание торговцев покидать насиженные места и серьезно вкладываться в строительство капитального здания. Взять, например, рынок, что на Второй Речке. На улице Русской по соседству расположены два продуктовых рынка, отличающихся условиями торговли: капитально отстроенный комфортный рынок «Березка» и стихийный, расположенный на улице. Ясное дело, к первому никаких претензий нет. А вот ко второму…- В один из месяцев мы убрали 38 объектов торговли, за выходные три из них вернулись на свои прежние места, - говорит начальник городского управления торговли и услуг Зинаида Ким. - Сотрудники администрации ежедневно выезжают с проверками, выписывают предписания. Но киоски появляются снова. Хотя мы неоднократно призывали их владельцев перестать «играть в партизан»: необходимо оформлять документы должным образом. А вместо «картонных» сооружений строить капитальные помещения под торговлю.Чтобы пресечь несанкционированную торговлю, специалистами управления торговли и услуг совместно с сотрудниками городского УВД ежедневно, иногда даже в выходные дни, осуществляются рейды. Так, за 2010 год и два месяца 2011-го было проведено почти 600 рейдов, 3400 торговых объектов было проверено. В результате составлено более 2200 протоколов об административных правонарушениях за торговлю и оказание услуг в неустановленном месте. Общая сумма штрафов почти 3,5 миллиона рублей.Так или иначе, но все незаконно установленные точки рано или поздно будут демонтированы. Списки таких объектов составляют сотрудники управления торговли, затем подают сведения на рассмотрение специальной комиссии. Владельцу дают несколько дней на добровольный демонтаж. В том случае, если владелец киоск не убирает, его демонтируют силами подрядной организации. После этого составляется протокол и владельцу выписывают штраф. Как правило, добровольный снос незаконных строений обходится нерадивым владельцам дешевле принудительного демонтажа. В прошлом году было демонтировано более 300 самовольно установленных торговых объектов, за два месяца 2011-го - 79.Что же до пресловутой торговой зоны на улице Русской, добавим, что работа продвигается. Как сообщили в городском управлении торговли и услуг, освобождением этой территории от нелегальных точек занимается ООО «БМК-Приморье». К началу марта уже убрано 25 торговых мест, за счет чего в два раза увеличилась территория, предназначенная под автостоянку. В этом месяце снесут еще восемь контейнеров.С каждым днем остается все меньше мест, где горожанам могут продать некачественные товары без каких бы то ни было гарантий. Осталось только дождаться расцвета весны, а затем и наступления лета, когда сельскохозяйственные ярмарки предоставят жителям отличный выбор качественной продукции по низкой цене. И тогда редеющей армии «палаточников», «киоскеров» и «лоточников» не останется ничего, кроме добровольной капитуляции.

Автор: Ольга СИРОТКИНА.