Им здесь жить!

Старообрядцы из Боливии обустраиваются в Приморском крае

17 март 2011 Электронная версия газеты "МК во Владивостоке" №698 от 17 март 2011
aadc8ca37e33491c8c9269bb8f4ae64d.jpg Старообрядцы из Боливии обустраиваются в Приморском краеТри недели назад в Приморье приехали четыре семьи староверов, которые десятилетиями жили вдали от исторической Родины, в самом сердце Южной Америки - Боливии. О том, как встретили «русских боливийцев» на новом месте жительства, в Корфовке, «МК во Владивостоке» рассказали в администрации Уссурийского городского округа.Старые новые русскиеПредки староверов, ныне вернувшихся в Россию, покинули нашу страну в начале 1930-х, когда советская власть начала политику коллективизации и активного наступления на религию. Прошло почти восемь десятилетий, прежде чем их потомки, сохранившие свой язык и традиции, приняли решение вернуться в Приморье.Переселенцы из Боливии прибыли в Корфовку 24 февраля. Благодаря им население села разом увеличилось на 23 человека (сейчас в поселке живут около 150 человек. – Прим. авт.). Уже на следующий день в Корфовку направились представители Федеральной миграционной службы, которые на месте оформили все документы, необходимые переселенцам. Поскольку Корфовка находится в пограничной зоне и для ее посещения нужен специальный пропуск, к оформлению документов подключили и представителей погранслужбы – теперь старообрядцы, не обладающие пока российским гражданством, могут свободно въезжать и выезжать из села. Что касается гражданства, то его переселенцам должны оформить по упрощенной схеме в течение полугода.Позаботились в Уссурийске и о здоровье приехавших из Боливии староверов. Участковая больница села Борисовка направила в Корфовку бригаду врачей, которые обследовали всех новопоселенцев. Заболеваний выявлено не было, тем не менее сельскому фельдшеру (в Корфовке сохранен стационарный фельдшерский пункт. – Прим. авт.) дано указание проводить периодические осмотры переселенцев.Вернувшихся в Россию старообрядцев поселили в многоквартирном доме в бывшем военном городке близ Корфовки, ныне переданном на баланс администрации. Однако это жилье рассматривается ими как временное – в будущем переселенцы планируют построить собственные дома. Но это дело небыстрое, с выбором места староверы спешить не собираются. Не исключено, что со временем отстроят и часовню – как известно, старообрядцы относятся к религии куда трепетнее, чем большинство коренных россиян. В этой связи неудивительно, что одной из первых забот переселенцев на новом месте стало обустройство молельной комнаты – она располагается в том же бывшем офицерском общежитии, где разместили староверов.В администрации УГО отмечают, что во всех прибывших из Боливии семьях много детей – самым маленьким из них всего несколько месяцев. В старообрядческих семьях принято воспитывать детей в семье, но поскольку российские законы гарантируют всем бесплатное школьное образование, то сразу же по приезде в Корфовку возник вопрос об обучении детей, которым настало время идти в школу. По словам начальника отдела по работе с Алексей-Никольской территорией администрации УГО Натальи Коляды, поначалу староверы категорически отказывались отдавать своих чад в местную школу, однако после уговоров изменили свою позицию. Трое юных переселенцев должны сесть за парты буквально на днях. Учитывая, что классы в корфовской школе малокомплектные, учителям будет проще найти индивидуальный подход к каждому ученику.Кстати, многие из юных переселенцев впервые в жизни увидели снег лишь три недели назад. Однако несмотря на это, вскоре после приезда дети старообрядцев попросили футбольный мяч. Судя по всему, проведенное в известной своими футбольными традициями Южной Америке детство для этих ребятишек не прошло даром.Помогают всем миромНе успели русские латиноамериканцы ступить на приморскую землю, как в городском округе уже объявили акцию под названием «Помоги переселенцу». Жители сел живо откликнулись на призыв властей, передав новоселам одежду и постельные принадлежности. Староверы с благодарностью приняли все вещи, за исключением нижнего белья и посуды – религиозные каноны не позволяют переселенцам принимать в дар подобные предметы «мирского» происхождения. Вообще, одежду старообрядцы предпочитают традиционного фасона и расцветок, хотя приемлют и «мирское» платье.Часть необходимого домашнего скарба и продукты на первое время старообрядцы приобрели в передвижной автолавке. В местном магазине переселенцы также купили большое количество сухофруктов, которыми собираются питаться во время Великого поста. Хлеб староверы намереваются печь самостоятельно, в духовке.4 марта в Корфовку приезжал заместитель главы УГО Александр Гавриленко, который обсудил с переселенцами планы их хозяйственной деятельности. Старообрядцы рассказали чиновнику о своих намерениях сделать ставку на картофель, попробовать выращивать в наших условиях сою и пшеницу. Семена некоторых культур переселенцы из Боливии привезли с собой. Планируют купить скотину - свиней и коров - и конечно же сельхозтехнику – среди новоселов есть люди с неплохими навыками механизатора. В общем, к обустройству на новом месте эти люди подходят по-хозяйски.Вопрос с выделением земли под выращивание зерновых и овощей власти городского округа обещают решить в кратчайшие сроки, тем более что недостатка земли в окрестностях Корфовки нет. В свою очередь новоселы, как и подобает настоящим хозяевам, пообещали обеспечить сеном не только Корфовку, но и еще два близлежащих населенных пункта – тем более что косить траву под сено здесь можно дважды в год.Кроме того, еще несколько семей старообрядцев из Латинской Америки планируют приехать в Приморье в апреле – глава общины Ульян Мурычев уже звонил по этому поводу в Боливию. Жилплощадь, необходимая для размещения еще нескольких десятков человек, в Корфовке также имеется. - Перед этими людьми стоит преклоняться. Ведь прожить 80 лет в других странах и сохранить свои традиции и свой язык смог бы не каждый, - говорит Наталья Коляда. – Мы возлагаем надежды на них, верим, что они станут крепкими хозяевами и подадут пример другим. Село будет развиваться, и это главное!