Угнать, чтобы вернуть

Криминальный автобизнес подмяли под себя коррумпированные сотрудники милиции

21 окт. 2010 Электронная версия газеты "МК во Владивостоке" №678 от 21 окт. 2010
Криминальный автобизнес подмяли под себя коррумпированные сотрудники милицииВ Приморье чисто российскую поговорку «от сумы и тюрьмы не зарекайся» вполне можно дополнить фразой – «и от угона машины». По данным краевого УВД, наш любимый «праворульный» 25-й регион занимает второе место в России по регистрации краж автомобилей. На языке цифр это значит, что из общей массы имущественных преступлений, совершаемых в крае, а это 53 процента от общего числа, кражи и угоны транспортных средств составляют около семи процентов.Во Владивостоке пик угонов приходится на ночное время – с 00.00 до 05.00, а также на вторую половину дня, с 15.00 до 20.00.Чаще всего авто угоняют со стихийных придомовых стоянок, даже если они под «охраной» сторожа. И никакой ответственности за машины этот «секьюрити» не несет – ни юридической, ни материальной. Соответственно, противостоять преступникам охранник не станет: своя жизнь дороже. Фактически плата за несанкционированную стоянку – это своеобразный рэкет, на который автовладельцы соглашаются добровольно. Но это уже тема для другого разговора.Далее – угоны среди белого дня от общественных учреждений. Вы можете пойти в кино, в театр, в сауну или в супермаркет, оставив своего четырехколесного друга на улице на длительное время под охраной сигнализации, а, вернувшись, его не найти. Практика показывает, что если преступники положили глаз на ваш автомобиль, то они свое черное дело непременно сделают. От угона не убережет ни «мультилок», ни даже самая крутая сигналка.Машины угоняют у простых смертных, бизнесменов, политиков и даже у «особ, приближенных к императору». На памяти сотрудников ОРЧ № 8 есть случаи, когда казенное авто увели у начальника управления культуры края. Его так и не нашли. Зато нашли и вернули новенькую «Тойоту-Хариер», угнанную у жены одного местного авторитетного предпринимателя.Согласно статистике оператив-но-разыскной части (ОРЧ) № 8 УВД по ПК, самые угоняемые автомобили в крае – это «Тойота-Лендкрузер», «Тойота-Прадо», «Тойота-Марк II» и «Тойота-Королла» последних годов выпуска. Чаще всего «крузаки» и «Прадо» похищают для «экспорта» в центральные регионы России и в республики Закавказья. Ходовые машины (RAV-4, «Сузуки-Эскудо», «Тойота-Королла» и др.) угоняют для последующей разукомплектации. Или для сдачи в пункт приема металла, чтобы получить, к примеру, три тысячи рублей за микроавтобус стоимостью 120 тысяч. Этот факт достоверный. Но более 70 процентов автомобилей преступники похищают, чтобы вернуть машину ее же хозяину за вознаграждение. Как правило, выкуп составляет одну треть от рыночной стоимости угнанного авто. Деньги в этом криминальном бизнесе крутятся очень большие, потому что спрос на хорошие машины за умеренную цену был и будет всегда.Как рассказала замначальника ОРЧ № 8 полковник милиции Татьяна Долгова, с целью профилактики и раскрытия краж и угонов автотранспортных средств, а также разбойных нападений и грабежей на водителей автомашин проводятся операции «Автомобиль», «Трасса-Большегруз», «Запчасть», «Мотор». Итог этих и других мероприятий налицо. Только за восемь месяцев 2010 года сотрудниками ОРЧ № 8 раскрыто 49 краж автотранспорта, 23 угона, три грабежа, где предметом посягательства являлись транспортные средства, изъято 65 автомашин. Между тем, по признанию сотрудников «восьмерки», угоны машин будут существовать до тех пор, пока их «крышуют» нечистоплотные сотрудники милиции за «долю малую». Подобных фактов предостаточно, они не раз освещались в СМИ. Поэтому потерпевшие не верят, что правоохранительные органы могут им помочь в возврате угнанной машины. Да, поначалу они подают заявление об угоне, но, когда на них выходят похитители с «заманчивым предложением», граждане перестают контачить с милицией.- Нам приходится буквально вытаскивать из них номер телефона, с которого им звонили. Через кого произошел возврат, если он был, уплаченную сумму. Люди боятся обращаться в милицию, потому что преступники якобы могут с ними расправиться. Но у нас не было еще ни одного подобного случая. Мы знаем, кто из милиционеров помогает угонщикам воровать и скрывать машины, задукоментировать их деятельность сложно. Но мы работает в этом направлении, - говорят «восьмерки».Между тем, по их словам, во многих случаях угона виноваты сами потерпевшие: люди покупают дорогие машины и экономят на установке надежной сигнализации. Да к тому же ставят авто на ночь под окнами. А автоворы только этого и ждут. Преступники сейчас грамотные, у них на вооружении самые современные приспособления для проникновения в салон авто, электроника для сканирования и отключения сигнализации, телефоны, изменяющие голоса до неузнаваемости, высококлассные адвокаты.В этом году сотрудники ОРЧ № 8 пресекли деятельность преступной группы, долгое время занимавшейся угонами и возвратами машин в Уссурийске. В банде было шесть человек. В нее входили жители Уссурийска в возрасте от 26 до 50 лет, один из которых, 29-летний Виталий, ранее уже был судим за аналогичные преступления. За время своего почти двухлетнего существования жертвами преступников стали десятки автомобилистов. В настоящее время установлено, что на счету у злоумышленников уже около 30 краж автотранспорта и четыре сбыта заведомо похищенного имущества. Во время обыска на квартире, которую снимал подозреваемый, участвовавший в угонах машин, был обнаружен и изъят целый арсенал специнструментов: электронные устройства, способные подавлять действия сигнализаций, провороты, инструмент для отжима гаражных ворот и т.д. Автоворы специализировались на дорогостоящих машинах, в основном 2000-го и более поздних годов выпуска. Кражи и угоны чаще всего совершались в ночное время суток из гаражей и с придомовых территорий. После чего угнанные авто прятали в так называемые отстойники, где они могли находиться до их возврата потерпевшим за денежное вознаграждение.Не секрет, что свежие иномарки интересуют не только местных автоворов. За ними целенаправленно приезжают в Приморье преступные группировки из других городов, предварительно сговорившись с местными «коллегами». А наши угонщики едут работать в другой регион, опять же заручившись поддержкой тамошних автоворов. И смычка эта гораздо сплоченней брачных союзов. Потому как сцементирована деньгами и кровью.Перед обменом кадрами преступники созваниваются, снимают друг для друга квартиры, обеспечивают машинами для передвижения и так далее. В 2007 году в боксах гаражного кооператива на Улисе милиционеры изъяли большую партию машин. Там были «Мерседесы», «Вольво» и другие западные марки. То есть Москва поставляет угнанные машины во Владивосток, а наши угонщики – в Москву. По словам сыщиков, еще несколько лет назад во Владивостоке занимались угонами три-четыре группировки, и каждая была подконтрольна какому-то человеку, связанному опять же с криминалом. Хозяин украденной машины мог к нему обратиться, чтобы решить проблему. Сейчас эти группировки бесконтрольны. Криминальный автобизнес подмяли под себя коррумпированные сотрудники милиции. И бороться с этим нужно общими усилиями.Совет сотрудников ОРЧ № 8 УВД по Приморскому краю: Если у вас угнали авто, обращайтесь только в милицию. И никогда – в частные сыскные конторы. Практически 95 процентов таких заведений по розыску машин напрямую связаны с угонщиками. Поиском автомобилей эти люди не занимаются. Они выходят на криминал и делают «возвратку» за пять-шесть тысяч долларов, чем и живут.

Автор: Сергей КОЖИН.