Сквозь призму туфелек и шляпки

Нынешний век окончательно убьет нижнее женское белье, превратив трусики в верхнюю одежду

19 авг. 2010 Электронная версия газеты "МК во Владивостоке" №669 от 19 авг. 2010

Нынешний век окончательно убьет нижнее женское белье, превратив трусики в верхнюю одеждуВыставку «Город и мода», которая открылась на днях в музейно-выставочном центре во Владивостоке, по праву называют уникальной не только организаторы, но и посетители. И дело не только в том, что на всем музейном пространстве от Урала до Тихого океана нет ничего подобного, не только в том, что впервые в России платья из коллекции историка моды Александра Васильева выставлены в азиатской части страны, но и в том, что эта выставка дает горожанам возможность увидеть события истории в необычном ракурсе, в зеркале моды. Увидеть и по-другому осмыслить, а может быть, даже поностальгировать…В залах музейно-выставочного центра – сплошь женщины. Впрочем, ничего удивительного, ведь «Город и мода» - это выставка платьев, которые носили дамы (причем не только во Владивостоке) с 1880 по 1980 год. Здесь можно найти и шикарные подвенечные наряды конца XIX века, и столь памятные всем тем, кому «за 35», трикотиновые платья характерных для 60-х годов силуэтов. Почему-то именно этот трикотин, да еще, пожалуй, китайское платье-халат, черное в горошек, с цветочным бордюром по подолу, вызывает самые ностальгические чувства. Возможно, потому, что эти ткани и фасоны были действительно массовыми и символизируют собой целые эпохи в жизни советского человека. Вот, кстати, и повод задуматься о том, как лежащее на антресолях старое бабушкино платье может оказаться знаковым явлением. И если вы не знаете, как поступить с бабушкиными нарядами, не выбрасывайте – лучше обратитесь в музей.- Уверен, - сказал на открытии выставки Александр Васильев, - что и без того весьма солидная и очень разнообразная – тем более для регионального уровня – коллекция текстиля, хранящаяся в музее имени Арсеньева, будет после подобной выставки только пополняться и расти. И это не может не радовать.Вообще именно теплый, а главное – профессиональный взгляд Александра Васильева на коллекцию текстиля и стал тем толчком, после которого завертелась работа над выставкой «Город и мода».- Год назад Александр Александрович любезно согласился сделать короткую экспертизу поступлений в нашу коллекцию – четырех роскошных платьев начала ХХ века, - говорит Виктор Шалай, замдиректора музея и координатор проекта, - и в ходе экспертизы, общаясь с хранителями, он спросил: «А почему вы не выставите то, что у вас есть?». Поддержку эксперта международного класса, признанного в мире специалиста мы восприняли как руководство к действию.- Я с удовольствием добавил к экспонатам, имеющимся в вашем музее, несколько платьев из своей коллекции, - говорит Александр Васильев. – Это платья, которые носили жительницы Владивостока, а также наряды балерины Ольги Лепешинской. Кроме того, моя работа заключалась в датировке нарядов – с этим было больше всего проблем. Мне в Москву присылали фотографии, а я изучал и датировал платья, ведь многие из них приносили дети и внуки, которые ничего толком о платьях не знают, знают только, что они бабушкины и, по преданию, она носила их тогда-то и тогда-то. Но предание идет вразрез с кроем платья, с характером изготовления… Так и были обнаружены модели 30-40-х годов, которые, возможно, люди и донашивали в 60-х, но не потому, что это было модно, а от бедности.По замыслу организаторов, проект «Город и мода» помогает посетителям под иным углом взглянуть на историю нашего города и региона. Первые модные журналы, портные и вообще понятие моды появились во Владивостоке вместе с европейскими переселенцами – Бриннерами, к примеру. Чем быстрее и активнее развивается город, тем больше в нем людей, которые хотят быть красиво одетыми, следить за модой, жить, что называется, себя показывая и на других глядя. Так и во Владивостоке с развитием общественной жизни – появлением балов, маскарадов, приемов – мода становится разнообразнее. В это время мода была социальным явлением, одежда делала из женщины прежде всего представительницу сословия, и то, что носили в деревне, ни за что не надевали горожанки. А во времена Советского Союза, особенно в 30–50-е годы, так же сильно различались наряды рядовых граждан и жен номенклатурных работников… Все это можно проследить на представленных в залах музея нарядах, аксессуарах, туфельках, увидеть тенденции – к примеру, заметить, как сильно выросло человечество за 100 лет, как пополнело. Во времена корсетов талия в 65 сантиметров была недопустимо, неприлично большой, а талия девушки 18 лет должна была укладываться в 47 сантиметров. Да и туфли из коллекций музея в основном 35-36-го размеров. Натуральная пища, чистый воздух, естественная жизнь… Сегодня же, в век продуктов с гормональными добавками, в век ГСМ и химикатов, люди выросли и пополнели. Даже китайцы и японцы становятся рослыми.- Уверен, что через 20 лет мы будем еще более большими, - говорит Александр Васильев. – Также я считаю, что нынешний век окончательно убьет нижнее женское белье, превратив трусики в верхнюю одежду. Сегодня, когда женщин во всем мире больше, чем мужчин (а в России особенно), женщине приходится куда больше обнажаться, чтобы быть сексуально привлекательной и найти себе пару… Именно поэтому я считаю, что настала пора выставки в нашей стране делать для женщин, а не для мужчин. Мужчины у нас неподвижные, сильно пьющие, много работающие, и в музей их на аркане не затащишь. Женщин же в России 62 процента, и они социально активнее. Если не забывать об этом, то тогда в музеях полные залы обеспечены. Потому что мужчинам – хоккей, пивко… Поэтому мы и показываем женские наряды, хотя в коллекциях есть и мужская одежда. Может быть, представим ее в следующий раз.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ.