Жизнь или техталдон

В Приморье из 64 пунктов технического осмотра (ПТО) автотранспорта подавляющее большинство функционирует с грубейшими нарушениями – и требований к производственной базе, и технологии работ при проверке состояния транспортных средств. Кроме того, руководством ПТО не отслеживаются непосредственная деятельность контролеров, техника безопасности, расход диагностических карт и законность их выдачи. Такие выводы были сделаны сотрудниками группы УГИБДД УВД края после проверки ПТО, действующих на территории Приморья в I квартале 2010 года. Этой информацией с «МК во Владивостоке» поделился руководитель группы капитан милиции Кирилл Тихонов.

3 июнь 2010 Электронная версия газеты "МК во Владивостоке" №658 от 3 июнь 2010

В Приморье из 64 пунктов технического осмотра (ПТО) автотранспорта подавляющее большинство функционирует с грубейшими нарушениями – и требований к производственной базе, и технологии работ при проверке состояния транспортных средств. Кроме того, руководством ПТО не отслеживаются непосредственная деятельность контролеров, техника безопасности, расход диагностических карт и законность их выдачи. Такие выводы были сделаны сотрудниками группы УГИБДД УВД края после проверки ПТО, действующих на территории Приморья в I квартале 2010 года. Этой информацией с «МК во Владивостоке» поделился руководитель группы капитан милиции Кирилл Тихонов.

Конская бумагаАмерики группа капитана Тихонова не открыла. О том, что диагностическую карту, как и талон техосмотра, можно заполучить за определенную сумму без прохождения необходимых процедур, не знают разве что младенцы. Об этих махинациях неоднократно сообщалось в СМИ. Но, как это ни странно прозвучит, проверки технического состояния ПТО с публичным оглашением итогов «ревизий» сотрудниками госавтоинспекции еще ни разу не проводились. Мы привыкли считать, что техосмотр и ГИБДД если не «близнецы-братья», то уж закоперщики – это точно. И ошибались! До недавнего времени ПТО функционировали сами по себе, без какого-либо надзора со стороны. Для получения разрешения на работу им достаточно было пройти конкурсный отбор. При этом оснащенность ПТО не ставилось во главу угла. Фактически такой пункт можно было открыть в любом сарае или вообще в чистом поле. Конкурсная комиссия, курируемая первым вице-губернатором Александром Костенко, на эти «мелочи» закрывала глаза. Основным условием при получении разрешения на осуществление проверки технического состояния автотранспорта было согласие на отчисление части прибыли от своей деятельности государственному учреждению (ГУ) «Примгосавтонадзор», созданному специально для работы с ПТО. Взамен добровольного «оброка» ГУ «Примгосавтонадзор» снабжает ПТО бланками диагностических карт по 33 рубля за штуку. На этом «плодотворное» сотрудничество пунктов технического осмотра и «вышестоящей организации» заканчивается.Госавтоинспекция не вмешивалась в деятельность ПТО при проведении государственного технического контроля, подключаясь к последнему лишь на финальной стадии, в момент оформления и выдачи талона ТО.Такая самостийность, как техническая, так и финансовая, была на руку многим недобросовестным хозяевам ПТО. Во-первых, она не подвигала их ни на приобретение дорогого спецоборудования, ни на его последующую модернизацию: приборы и техника для диагностики современных авто должны отвечать требованиям времени. Во-вторых, такое положение дел позволяло реализовывать вожделенные бланки автомобилистам без проверки технического состояния автотранспорта. По расценкам дня сегодняшнего такая липа стоит от пяти до семи тысяч рублей. Естественно, без нечестных сотрудников ГИБДД в данной афере не обойтись. Нетрудно догадаться, к каким последствиям на дороге может привести (и приводит) такая бумага, если машина, якобы прошедшая ТО, не дай бог, окажется неисправной. Параллельные мирыСитуация изменилась в мае 2009 года, когда было создано пять межрайонных отделов государственного технического осмотра (МОГТО): во Владивостоке, Уссурийске, Находке, Арсеньеве и Спасске-Дальнем. На плечи сотрудников новорожденных формаций был возложен контроль качества работ ПТО.- Когда мы стали инспектировать ПТО, то пришли в ужас. Ни один из 64 пунктов, осуществляющих в Приморье техническое диагностирование при государственном техническом осмотре, не соответствовал предъявляемым требованиям госавтоинспекции! На большинстве пунктов отсутствовали необходимое оборудование, шумомеры, газоанализаторы, штангенциркули, специальные линейки, системы удаления отработанных газов с транспортного средства, дренажные системы. На некоторых ПТО не было ни смотровых ям, ни подъемников! И эти пункты, если верить документам, прошли конкурс, который проводила администрация края, в соответствии с постановлением правительства РФ № 880 от 31 июля 1998 года, - рассказывает Кирилл Тихонов.На многих ПТО соответствующие работы проводились фиктивно, то есть там вообще ничего не делалось, а диагностические карты «правильно» заполнялись и продавались по договорным ценам. Например, на ПТО, принадлежащем ООО «Автосервис» в поселке Славянка Хасанского района, умудрялись диагностировать большегрузные транспортные средства, грузовики и автобусы, хотя местная технологическая линия позволяет диагностировать только легковушки и джипы. На некоторых ПТО находчивые контролеры совмещали работу по диагностике автомобилей с их ремонтом, заменой масла, технологических жидкостей. Очевидно, забывая, что пункт осмотра – не пункт обслуживания. На «совместительстве» прокололись все то же ООО «Автосервис» и уссурийское ООО «Ксамс-Вест».В Находке было проверено девять ПТО, и руководителям всех этих организаций были выданы предписания на устранение недостатков. Такая же ситуация и в других городах края. А деятельность пункта технического осмотра ООО «Омегис», расположенного в поселке Врангель (Находка), вообще была приостановлена из-за неисправности тормозного стенда и газоанализатора. Также была приостановлена работа ООО «Заречье» в поселке Кировском в связи с неисправностью тормозного стенда и ненадлежащей подготовкой персонала. На ПТО ООО «Владсветсервис» в Артеме эстакада находилась в полуразрушенном состоянии (отсутствовал один их двух въездных уклонов), тем не менее диагностика автотранспорта здесь также шла полным ходом. Естественно, этот пункт ТО был закрыт до устранения недостатков.Во Владивостоке на улице Леонова, 54а инспектора ГИБДД выявили ПТО-фантом: по документам он был прописан по этому адресу, а реально же его не существовало. Это привело к срыву графиков прохождения технического осмотра автомашин во Фрунзенском районе города. Аналогичная история случилась с ПТО ООО «Владсветсервис» в поселке Пограничном. Здесь на месте ПТО находится посторонняя организация, не имеющая отношения к проверке транспортных средств. Графики прохождения технического осмотра автомашин в Пограничном районе также были сорваны. Зафиксировано 136 случаев отказа в выдаче талона ТО из-за выявленных технических неисправностей автомашин, в то время как в диагностических картах эти «косяки» отсутствовали. Наибольшее количество карт на транспортные средства со всевозможными нарушениями были выданы на ПТО, принадлежащих ООО «Примавто», ООО «Рилайнс», ООО «Ишимка», ООО «Владсветсервис», ООО «Примстройгарант»…Карты, деньги, саботажНа большинстве ПТО отсутствовали должностные инструкции сотрудников, контролеры нередко не знали порядок проведения осмотров. Зачастую из-за погони за прибылью они пренебрегают нормами и требованиями, установленными правительством.К примеру, по нормативам на проверку легкового автомобиля с бензиновым двигателем со сроком службы более десяти лет отводится 41,4 минуты, а на практике контролеры некоторых ПТО уделяют таким машинам от двух до восьми минут! При такой скорострельности о качественной диагностике не может быть и речи, но для хозяев ПТО подобная стахановская работа – бурный денежный поток, фактически не контролируемый государством. По словам инспекторов госавтоинспекции, речь может идти о десятках и даже сотнях миллионов рублей ежегодно.Так, только в I квартале 2010 года сотрудниками ГАИ и УБЭП УВД по ПК выявлено более 600 липовых диагностических карт. Из них около 400 выдано во Владивостоке, остальные – в Уссурийске, Артеме, Находке. По данному факту проводится проверка на предмет возможного возбуждения уголовного дела по признакам ст.204 УК РФ. Как правило, такие левые карты выявляются в МРЭУ во время осмотра машины инспектором или когда оформляются документы на получение талона ТО. Сегодня из 64 приморских ПТО у 31 ПТО истекли сроки договоров с госавтоинспекцией, то есть на поле диагностики транспортных средств они - персоны нон грата. Тем не менее «просроченные» ПТО под руководством ГУ «Примгосавтонадзор» продолжают ударно работать и получать за это деньги. По мнению сотрудников правоохранительных органов, это вполне можно квалифицировать, как «незаконное предпринимательство» а это уже статья… Но фактический саботаж продолжается, уж больно цена вопроса высока.По результатам проверок ПТО группой капитана Тихонова выписано 60 предписаний. Большинство предпринимателей проигнорировало «черные метки», затаившись в ожидании… отлучения госавтоинспекции от технического осмотра автотранспорта и передачи этой функции в частные руки. Эти разговоры давно уже будоражат общество.По оперативным данным УВД по ПК, в конце апреля хозяева ПТО даже собирались на сход в одном из населенных пунктов края, чтобы обсудить методы противодействия ревизорам. Резолюция «съезда» была примерно такой: не стоит, мол, напрягаться и тратить деньги на реконструкцию ПТО, надо потерпеть, время госавтоинспекции скоро кончится. Вскоре после этого охранники одного из ПТО в Уссурийске не позволили ревизорам из госавтоинспекции провести плановый осмотр объекта. Капитану Тихонову пришлось обратиться за помощью к силовым структурам.О недостатках, выявленных во время проверок ПТО, о проблемах, связанных с техосмотром автотранспорта, а также о предложениях по их устранению неоднократно докладывалось руководству края. В ответ пока тишина. Может, все дело в том, что чиновники ездят исключительно на служебных машинах и с их техсостоянием все в полном порядке? Только вот никто не застрахован от внезапной встречи с неисправным авто, у которого на полном ходу что-нибудь отвалится, – здесь все равны…Ситуацию комментирует начальник МОГТО и РАС ГИБДД №1 УВД по Приморскому краю подполковник Александр Петров:- Проверка деятельности коммерческих организаций (пунктов технического осмотра автотранспорта) показала, что сейчас они не готовы взять на себя функцию оказания этой госуслуги. В век нанотехнологий, используя устаревшее оборудование, проявляя безразличие и завидное упорство в нежелании модернизации диагностической базы, нежелании перейти на новый уровень оказания услуг, эти лже-предприниматели не только проявляют неуважение к своим согражданам, но и ставят под угрозу жизни и здоровье нас и наших близких.Коммерсанты ошибочно полагают, что передача в частные руки этого вида деятельности избавит их от ответственности. Без контроля государства он (процесс) может стать неуправляемым. Поэтому за органами ГИБДД была, есть и остается функция надзора, ведение баз учета, выдача спецпродукции и т.д. В погоне за прибылью рекомендую не забывать, что автомобиль - это источник повышенной опасности. И за каждое ДТП по причине технической неисправности, за каждого «убийцу», выпущенного на дорогу без фактического осмотра, придется отвечать.