Завод на бумаге

Что бы кто ни говорил, а Приморье стало-таки нефтяным краем. К причалам порта в Козьмино один за другим подходят алчущие «черного золота» танкеры, а труба нефтепровода из Восточной Сибири продолжает удлиняться в направлении Тихого океана. Однако некоторые из широко разрекламированных «нефтяных» проектов испытывают очевидные трудности уже на стадии проектирования…

4 март 2010 Электронная версия газеты "МК во Владивостоке" №645 от 4 март 2010

Что бы кто ни говорил, а Приморье стало-таки нефтяным краем. К причалам порта в Козьмино один за другим подходят алчущие «черного золота» танкеры, а труба нефтепровода из Восточной Сибири продолжает удлиняться в направлении Тихого океана. Однако некоторые из широко разрекламированных «нефтяных» проектов испытывают очевидные трудности уже на стадии проектирования…Еще до запуска первой очереди ВСТО высокопоставленные чиновники правительства и краевой администрации нарисовали красочную картинку будущего нефтеперерабатывающего завода в районе Находки. Дескать, и по объемам переработки всех за пояс заткнем, и рынки Дальнего Востока и сопредельных государств зальем качественным бензином, и природу сбережем. Однако на деле выяснилось, что пока нет ответов на более прозаичные вопросы: где взять сырье для завода, кому реализовать продукты нефтепереработки и как обеспечить экологическую безопасность производства?По мнению многих российских экспертов в области экономики, главная проблема на сегодня - хватит ли нефти для загрузки нефтеперерабатывающего завода? Учитывая, что на втором этапе реализации проекта ВСТО 30 миллионов тонн нефти будет «уплывать» на танкерах к иностранным берегам, а еще около 15 миллионов будет уходить в КНР по ответвлению нефтепровода от Сковородино (запуск которого планируется осуществить к концу 2010 года. – Прим. авт.), вопрос далеко не праздный. Кстати, в середине февраля китайские товарищи из Национальной нефтяной компании Китая (CNPC) потребовали от российских партнеров увеличить объемы поставок нефти в Поднебесную с 15 до 30 миллионов тонн ежегодно, в противном случае пригрозив отказаться от строительства совместного с «Роснефтью» НПЗ в Тяньцзине. Если это требование CNPC будет выполнено, то еще не появившемуся на свет Приморскому НПЗ нефти останется шиш да маленько. Не поэтому ли уже сейчас появилась информация о пересмотре планов по объемам производства нефтепродуктов в сторону уменьшения?Даже вице-премьер российского правительства и председатель совета директоров «Роснефти» Игорь Сечин, которого можно назвать «отцом» проекта ВСТО и Приморского НПЗ, на запуске нефтеналивного терминала в Козьмино не рискнул назвать хотя бы приблизительные сроки начала работы завода, сославшись на отсутствие полного и всеобъемлющего анализа рынка. Судя по всему, в «Роснефти» еще не ответили на главные для судьбы ПНПЗ вопросы: продавать больше сырой нефти Китаю или попытаться заполнить рынки стран АТР продуктами глубокой нефтепереработки? Невольно напрашивается аналогия проекта НПЗ в Приморье с БАМом, который построили, но по которому мало что возят. В итоге может случиться, что все опасения и протесты экологов насчет экологической опасности НПЗ окажутся напрасными – просто потому, что завод не появится в Приморье по чисто объективным причинам.Напомним, что НПЗ на берегу залива Восток вызывал много вопросов и у местных экологов («МК во Владивостоке» писал об этом в номере от 26 ноября 2009 года) в силу своей близости к границе расположенного в заливе уникального морского заказника и жилым кварталам Находки.Тем не менее в 2009 году «Роснефть» уже получила согласования на выбранную площадку завода и морского терминала в районе Новолитовска от управлений Росприроднадзора и Роспотребнадзора по Приморскому краю. Близится к завершению и процесс согласования проекта в Главгосэкспертизе и Государственной экологической экспертизе. В свою очередь, экологи предлагали и другое возможное «место дислокации» НПЗ – район села Хмыловка, которое расположено неподалеку от Восточного порта. Именно здесь расположены сливные эстакады и нефтехранилище спецморнефтепорта «Козьмино». По их мнению, эта площадка куда более безопасна с точки зрения угрозы экологии, чем первая – в районе пади Елизарова. Свои расчеты и выкладки ученые направили в Москву, специалистам Государственной экологической экспертизы и Ростехнадзор.Впрочем, недавно появилась информация о том, что проектные работы временно приостановлены. Стали ли причиной этого призывы ученых-экологов из ДВО РАН о переносе площадки будущего завода в более безопасное место, неясно. Но факт остается фактом: пока ПНПЗ существует только на бумаге.

Автор: Александр САЛКОВ.