Зачем пускать подростков за руль?
Возможное появление на дорогах несовершеннолетних водителей эксперты считают преступлением
Документ о введении «юношеских прав» был внесен в Госдуму 8 сентября 2016 года. Если он и попадет в повестку нижней палаты парламента, то только на рассмотрение депутатов следующего созыва.
Авторы законопроекта с официальным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части предоставления права управления транспортными средствами категории «В» лицам, достигшим возраста 16 лет», полагают возможным дополнить ФЗ «О безопасности дорожного движения» статьей 3.1. Она вносит в перечень уже существующих водительских категорий новую – «U». Специально для россиян от 16 до 18 лет, которым будет разрешено управлять машиной. Правда, только в присутствии совершеннолетнего обладателя прав категории «В». Помимо этого, инициаторы проекта предлагают внести поправки в КоАП, согласно которым отсутствие в автомобиле взрослого приведет к штрафу от 2,5 до 5 тысяч рублей.
«Принятие этого законопроекта повысит безопасность управления транспортными средствами молодыми людьми, достигшими возраста 18 лет», – полагают законотворцы.
С этим тезисом не согласны ни представители ГИБДД, ни автоэксперты.
Как рассказали в дорожной полиции, с каждым годом количество аварий (в том числе с тяжкими и смертельными последствиями) с участием молодых водителей лишь увеличивается. Это связано, как полагают в ведомстве, не только с некачественной подготовкой водителей, но и с особенностями психофизического состояния водителей в возрасте до 25 лет. «Они более резкие, эмоциональные участники движения. О какой безопасности движения может идти речь? Какой-то популизм», – высказали свое мнение сотрудники ГИБДД.
Автоинспекторам вторит и эксперт по вопросам подготовки водителей и безопасности дорожного движения экспертного совета при правительстве РФ, глава сети автошкол Александр Сальников.
– Если верить ученым, то лобные доли, отвечающие за водительские навыки, формируются только к 25 годам. Во многих странах мира это учитывают при разработке систем обучения вождению, – объясняет он. – Например, в Австралии программа четырехэтапная: в возрасте 16–17 лет обучающийся может кататься только на специальных площадках. Второй этап – с родителями или опекунами выпускают на дороги. Но при сильных ограничениях. Затем – самостоятельное вождение. Однако ни капли спиртного, нельзя выезжать ночью и еще масса ограничений. Полноценные права австралиец получает как раз к 25 годам, и то при условии, что все преды-дущие этапы прошли без нарушений. И как результат – уровень аварийности там снизился в три раза.
Поэтому разрешение 16-летним россиянам выезжать на дороги при нашей-то статистике аварийности Сальников считает преступной инициативой.
По словам председателя регионального отделения координационного совета организации автомобилистов «Свобода выбора» Александра Холодова, думцы бездумно пытаются перенять американский опыт, где во многих штатах право управления автомобилем дается как раз с 16 лет.
– В США это связано с плохо развитой, особенно в глубинке, системой общественного транспорта. Там жители населенного пункта могут проголосовать за то, чтобы никакие автобусы к ним не ходили, поэтому машины нужны даже школьникам. Но в Америке для несовершеннолетних водителей есть серьезные ограничения. Например, на передвижение: только от дома до школы и обратно. Это во-первых. А во-вторых, в том виде, в каком документ подан, он создает для безопасности движения больше проблем, чем пользы. Например, непонятно: если водитель до 18 лет станет виновником ДТП со смертельным исходом, кто будет нести ответственность – он или тот, кто едет на пассажирском сиденье со «взрослыми» правами? При этом пассажир никак на ситуацию повлиять не может, у него нет дублирующего набора педалей, как в учебной машине. Или же если взрослый с правами, который присматривает за юным водителем, пьян, что делать задержавшему автомобиль инспектору? И так далее. Словом, здесь одни проблемы.
Автор: Отдел новостей «В»