Маяк сигналит SOS

Одна из достопримечательностей Владивостока – Токаревская кошка на южной оконечности полуострова Шкота находится под угрозой разрушения. Нынешней весной узкую каменистую косу Токаревского в проливе Босфор-Восточный основательно размыло штормовыми волнами и приливным течением.

19 май 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3736 (70) от 19 май 2015
a3fbf5c6e0a8d9ec303847d006ffe2c1.jpg

Длина всей кошки (косы. – Прим. ред.) Токаревского составляет около 750 метров. Она искусственно поднята и имеет вид дамбы. Сегодня под воду ушел ее последний участок, расположенный между двумя островками, на одном из которых установлена опора линии электропередачи между материком и Русским островом, на другом – Токаревский маяк. В прошлом веке на данном отрезке был металлический мост, державший электрический кабель, питавший маяк. Время и море разрушили мост, от него остались только ржавые железные столбики, сейчас выглядывающие из воды.

Под угрозой находится и сам маяк. Об этом корреспонденту «В» рассказал гидростроитель Борис Бонишко, много лет отработавший механиком Су-406 Примортрансстроя и участвовавший в строительстве множества причальных и гидросооружений в Приморье.

– За последние годы насыпную площадку под маяком основательно размыло морем. Сейчас пролив Босфор-Восточный находится всего в 1-2 метрах от каменной башни. Если не предпринять экстренных мер, то через некоторое время волны подмоют фундамент и сам маяк завалится в пучину. Если строение упадет в глубину, то шансы на подъем минимальны. Необходимо производить укрепительные работы: вбить сваи и установить бетонно-металлическую опалубку. Делать это нужно срочно. Ведь маяк не только выполняет навигационные функции и обеспечивает безопасность мореплавания между полуостровом Шкота и островом Елены, но и является визитной карточкой Владивостока, любимым местом отдыха и прогулок жителей и гостей города.

Немного истории. Маяк Токаревский входит в число старейших маяков на Дальнем Востоке России. Он основан в 1876 году. Его установили русские моряки на оконечности кошки, отходящей от мыса Токаревского. Небольшие глубины и сильные приливно-отливные течения в непосредственной близости от оконечности Токаревской кошки сильно затрудняют проход судов и кораблей в этих местах, а наш маяк делает безопасным проход плавсредств в порт Владивостока со стороны Амурского залива через пролив Босфор-Восточный.

Сначала на месте нынешнего маяка установили светящийся знак. В 1910 году была построена круглая каменная белая башня маяка высотой 11,9 метра, установленная на восьмигранном фундаменте. Она сохранилась до настоящего времени в первозданном виде. Дальность действия огня маяка – 12 морских миль. Основной огонь традиционно красного цвета, резервный – белый. Первоначально в качестве источника света использовался ацетиленовый фонарь, который смотритель маяка зажигал с наступлением сумерек. В 30-е годы ХХ века он был оборудован электрическим источником света. С начала 1990-х годов светосигнальная установка работает от аккумуляторов.

Маяк на Токаревской кошке географически считается точкой, где заканчивается материк и начинается Японское море, переходящее в Тихий океан.

Справка «В»

Всего во Владивостоке построено пять маяков: Басаргина, Скрыплева, Токаревского, Россета и Шкотовский створ маяков.

Автор: Николай КУТЕНКИХ