Икебану придумали самураи

Во владивостоке прошли мастер-классы по составлению икебаны под руководством профессора Косю Уэно, самого известного в Японии мастера этого традиционного искусства аранжировки цветов. В Приморье он прилетел из Ниигаты по приглашению Восточного центра и консульства Японии во Владивостоке.

29 апр. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2720 от 29 апр. 2010
ae9243e73aad521c9f86f344b9a209f0.JPG Во владивостоке прошли мастер-классы по составлению икебаны под руководством профессора Косю Уэно, самого известного в Японии мастера этого традиционного искусства аранжировки цветов. В Приморье он прилетел из Ниигаты по приглашению Восточного центра и консульства Японии во Владивостоке.Цветы после битвыДо знакомства с сэнсэем Уэно я, как и большинство россиян, считал, что икебана – это чисто женское ремесло. Стереотип о молчаливых японках в кимоно, задумчиво составляющих букеты из цветов, листьев, веток и сучков, на долгие годы закрепился в моем сознании, благодаря телевидению, кино, литературе и живописи.На самом деле японских женщин допустили до икебаны только в конце XIX века. Свидетельство тому средневековые японские гравюры, на которых составлением букетов занимаются только мужчины.Изначально аранжировкой букетов занимались монахи в буддистских монастырях еще в эпоху феодализма, примерно в XV веке. Причем, не просто набожные клирики, а монахи-воины, а их букеты были своеобразным подношением богам. От монахов икебаной «заразились» помещики-самураи, вассалы императора или его наместников. Как правило, делали они это после кровавых междоусобных побоищ, которые в средневековой Японии происходили почти ежедневно. Пошинкуют самураи друг друга сабельками, поколют пиками во имя солнцеподобного императора, а потом за икебану приминаются, чтобы успокоить нервы перед очередным сражением.Букет в высокой вазеГосподин Уэно уже девятый год культивирует во Владивостоке японское искусство составления букетов, которое еще называют кадо (с японского «путь цветов»). Среди его учеников флористы, специалисты по ландшафтному дизайну, художники, а так же простые граждане, увлеченные икебаной. Многие из них – постоянные ученики сэнсэя Уэно. Можно сказать, у японского мастера икебаны в столице Приморья появилась своя школа. По словам сэнсэя, русские последователи его школы делают успехи: «Они уже могут аранжировать букет в высокой вазе».– Икебана – это, на первый взгляд, простая вещь, когда человек сам выступает в роли творца, – рассказал сэнсэй Уэно. – Когда он сам линиями и цветами творит в разных плоскостях, что хочет, то и делает. Хочет – пересекает их, хочет – выворачивает. Вроде бы, ничего сложного. Но икебана – очень индивидуальное искусство. Поэтому, когда подходишь к букету, то сразу понимаешь, что из себя представляет автор. Что он может, какая у него творческая потенция. Есть она у него или нет, это все видно по икебане.В нынешний приезд учениками сэнсэя Уэно были студенты ВГУЭС и ДВГТУ, будущие специалисты по ландшафтному дизайну. Кроме того, искусством составления букетов смогли впечатлиться преподаватели и студенты Санкт-Петербургского политехнического института, где также есть увлеченные икебаной. Между аудиторией ВГУЭС, где проходил мастер-класс, и Санкт-Петербургом был «построен» телемост. Правда, сам 61-летний сэнсэй к икебане не прикасался: он настолько крут, что за него составлением букетов занимаются помощницы, которых он возит с собой. Сложная конструкцияПравда, для русского человека, привыкшего все делать быстро, с творческим огоньком, изучение икебаны, как, впрочем, всех восточных искусств, представляет определенные трудности. Поскольку составление букета требует усидчивости, внимания, умиротворения, острого глаза и отсутствия тремора в руках. Чтобы стать мастером икебаны, надо потратить 20 лет каждодневного труда. Иными словами, икебану с наскоку не сотворишь. То есть, что японцу в кайф, то русскому вилы...Заместитель директора Японского центра Ольга Сумарокова уверена, что за икебаной перспектива. По ее словам, в недалеком будущем без икебаны не обойдутся ни проектировщики жилья, ни дизайнеры мебели, ни специалисты по ландшафту, ни строители.– Мы бы хотели, чтобы на икебану посмотрели очень внимательно все те, кто нуждается в свежем творческом видении, в расширении сознания. Чтобы появился новый угол зрения на мир, чтобы люди понимали, икебана – это не букет, а сложная конструкция, составленная по определенным канонам и схемам, где есть свой стержень, своя «золотая» середина, – рассказала Ольга Сумарокова.Надо сказать, что сам сэнсэй Уэно – потомственный составитель икебаны, этим искусством занималась его мать. Но до определенного возраста он всячески сторонился этого ремесла, отдав предпочтение архитектуре. И только проработав много лет архитектором, господин Уэно пришел к икебане. Его личный рекорд – 8-метровая икебана из бамбука.Покидая Владивостоком, сэнсэй признался, что готов нести искусство икебаны в массы в любом городе России. Было бы приглашение. Что касается Владивостока, то он полагает сюда вернуться в октябре этого года на научную конференцию ДВГТУ.

Автор: Сергей КОЖИН