Правила для дронов: как это работает во всем мире

В спорной ситуации сведения о запуске и ходе полета становятся доказательством добросовестности обладателя дрона

9:00, 10 октября 2025 Общество
фото4.png

Единый порядок для беспилотников решает две задачи одновременно — делает полеты предсказуемыми для владельца и понятными для ответственных служб. Предлагаемый принцип прост: при покупке устройство закрепляется за конкретным владельцем — это фиксирует отправную точку ответственности. В спорной ситуации сведения о запуске и ходе полета становятся доказательством добросовестности обладателя дрона. Такой подход снижает число спорных ситуаций, ускоряет разбор инцидентов и переводит использование дронов в нормальную, безопасную практику.

Практическая польза для владельца

Единый порядок делает использование дрона понятным и надежным. Во-первых, становятся прозрачными режимы: заранее видно, где можно летать свободно, где требуется короткое уведомление, а где действуют те или иные ограничения. Во-вторых, согласования в едином формате проходят быстрее. В-третьих, появляется доказательная база для защиты в спорной ситуации: сведения о запуске и ходе полета.

Дополнительно упрощается взаимодействие организаторов съемок и собственников территорий: типовые правила допуска, «окна» для полетов, соблюдение разрешений. Удобнее решаются вопросы утраты или кражи: учтенный аппарат легко идентифицировать. Наконец, растет доверие к законной аэрофотосъемке — меньше случайных конфликтов, больше понятных форматов для хобби и работы.

Организационная выгода для служб объектов

Порядок в столь важном вопросе, напрямую касающемся безопасности, как полеты над или рядом с объектами, дает главное — видимость полетов и адресность ответственности: проще планировать охрану мероприятий, быстрее реагировать на нештатные ситуации, меньше поводов для излишне жестких ограничений и полных запретов.

Для строительных и объектов инфраструктуры — прозрачные «окна» для подрядчиков, меньше простоев и спорных остановок работ. Возникает единая картина воздушного движения на низких высотах: легче разруливать и предотвращать пересечения маршрутов, а значит и предупреждать инциденты.

Взгляд на проблему экспертов силового блока

Вопрос использования беспилотников уже давно вышел за рамки безобидного частного хобби и попал в повестку тех, кто отвечает за общественную безопасность. Контролирующим органам необходимо видеть картину низких высот так же четко, как дорожную обстановку на земле, и понимать где, когда и по каким правилам выполняется полет.

          Начальник ОМВД России по г. Находка М. Н. Крыгин дал положительную оценку инициативе введения регламента по использованию дронов: «Инициатива, предложенная АНО «Куратор», безусловно, актуальна. Подобные изменения в законодательстве давно назрели. Опыт реализации проекта «Безопасный город» в Находке показал, что внедрение систем наблюдения и контроля напрямую влияет на снижение преступности и повышение уровня безопасности».

          В таких условиях профилактика срабатывает заранее, а разбирательства, в случае возникновения конфликтных ситуаций, не затягиваются. Чем выше доля учтенных полетов, тем меньше инцидентов и конфликтов. Эта позиция сходится с логикой предлагаемого законопроекта: учет при покупке, техническое оснащение перед взлетом и дальнейшая видимость полетов формируют единую и понятную практику, в которой всем участникам ясно, как действовать.

Контекст международных решений

По оценке директора АНО «Куратор», члена Ассоциации юристов России Д. А. Васильева, в ряде развитых государств уже давно действуют нормы, при которых полет виден тем, кто отвечает за безопасность, а сам аппарат связан с ответственным владельцем на уровне регистрации в соответствующем реестре. Обычно это сочетание учета при приобретении, коротких процедур перед запуском и фиксируемых далее параметров полета.  

Практика показывает, что тем самым уменьшается «серый» оборот, проще предотвращать нарушения и реагировать на нештатные ситуации. Такая организационная модель снижает долю неучтенных запусков и ускоряет принятие необходимых мер. При этом законопослушным пользователям открывают понятные и безопасные режимы полетов.

          АНО «Куратор» обеспечивает практическое внедрение регламента: готовит методические материалы, помогает организовать обучение и тестовые зоны, сопровождает подготовку форм учета. Общая задача — чтобы процедуры были понятны пользователю и эффективно применимы соответствующими службами.

Вывод

Единый порядок при покупке дрона и перед запуском превращает разрозненные хаотичные полеты в прозрачный и управляемый процесс по всей стране. Персонализация ответственности заранее предотвращает возможные конфликты, ускоряет реагирование и облегчает работу по сохранению законности и правопорядка.

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!