Владивосток готовится отметить 113-летие трамвайного движения, запущенного 9 октября 1912 года. Несмотря на то, что сегодня в городе остался всего один трамвайный маршрут № 6, соединяющий «Сахалинскую» и «Мингородок», он продолжает перевозить более 10 тысяч пассажиров ежедневно.
В эти дни трамвайное депо вовсю готовится к предстоящей зиме. Его специалисты готовят снегоуборочную технику и изготавливают по уникальной технологии специальные щётки. Кроме того, один из водителей трамвая из Владивостока недавно подтвердил высокий уровень профессионализма местных специалистов, приняв участие во всероссийском конкурсе в Волгограде. Подробнее во всем этом разбирался корреспондент РИА VladNews.
Трамваю во Владивостоке исполняется 113 лет
Во Владивостоке трамвайное движение по улице Светланской было торжественно открыто 9 октября 1912 года. В первые годы в нашем городе работали всего 5 вагонов. По маршруту от железнодорожного вокзала до Луговой было 11 остановок. Трамваи имели по два мотора. На конечной остановке водитель переходил в другой конец вагона и двигал его в обратный путь. К 1992 году парк насчитывал 140 вагонов с протяженностью путей более 40 км и ежедневным выпуском более 100 трамваев.
В 2007 году был закрыт маршрут №5 из-за реконструкции площади Луговой. В 2009 году начался демонтаж путей на перекрестке Светланской и Алеутской из-за аварийного состояния. В 2010 году демонтировали пути в районе Покровского парка и по Океанскому проспекту, что привело к закрытию маршрута №4. В центральных районах Владивостока трамвайные пути были поэтапно демонтированы. В настоящее время действует только маршрут № 6 «Сахалинская – Мингородок».
«Лично для меня это счастливая цифра - 13. Я думаю, и для нашего трамвая это тоже будет счастливая цифра», - отметил начальник депо Павел Калинин, отбросив у именинника столетие.

Трамваи в наши дни
Во Владивостоке сегодня функционирует 12 трамваев, из которых 10 ежедневно готовы выйти на маршруты. Каждый из них в среднем перевозит около 1200 пассажиров в день.
Эти современные трамваи, стоимость которых исчисляется десятками миллионов рублей в зависимости от модели и комплектации, несколько лет назад были переданы городу из Москвы совершенно бесплатно.

По словам Павла Калинина, московские трамваи представляют собой усовершенствованную версию модели 605, которая ранее использовалась в городе. Они лишены прежних недостатков: стали тише, проще в обслуживании, а для пассажиров – комфортнее, с улучшенными сиденьями и отоплением салона.
«Трамвай хороший, это дальнейшая генерация модели 605, которая раньше здесь ходила. Я считаю, что он удобнее для пассажиров, здесь удобнее сидение, лучше продумано отопление салона», - сказал Павел Калинин.
Несколько владивостокских трамваев имеет свой уникальный внешний вид, они украшены индивидуальным рисунком.
«Решение о рисунке принимается руководством предприятия, но по согласованию с администрацией города. Конкретно с управлением транспортом», - сказал начальник депо.
Каждый рисунок рассказывает свою историю, отражая дух Владивостока и его жителей. Это позволяет трамваям стать не просто транспортом, а настоящими символами города, которые вызывают гордость у местных жителей.

Есть в АО «Электрический транспорт» и специальный ретро-трамвай. Он становится неотъемлемой частью праздничных мероприятий, создавая атмосферу добра и радости.

Подготовка к зимнему периоду
Трамвайная система – это не только привычные пассажирские вагоны, но и целый мир вспомогательной техники, который остается скрытым от глаз большинства горожан. Эти специальные вагоны, такие как снегоочистители, выходят на улицы в основном под покровом ночи, чтобы обеспечить бесперебойную работу трамвайной сети.
История снегоочистительных трамваев уходит корнями в самое начало трамвайной эпохи. Изначально для уборки снега с путей использовали обычные вагоны, на которые зимой устанавливали лопаты. Однако уже в 1920-х годах появились первые специализированные снегоочистители. Одним из пионеров в этой области стали вагоны модели «СХ», разработанные в Харькове.
После Второй мировой войны снегоочистители начали производить на Горьковском вагоноремонтном заводе. Управлять такими вагонами могут все водители, прошедшие специальное обучение.

«Трамвай-снегоочиститель выпускался на заводе с 1959 по 1976 год. У нас в депо сохранилось два таких вагона, и мы поддерживаем их в рабочем состоянии. Они очищают рельсы от снега с помощью стальных щеток. И хотя последние зимы во Владивостоке были малоснежными, мы всегда готовы к работе», — отметил Павел Калинин.
Заместитель генерального директора АО «Электрический транспорт» по эксплуатации Сергей Молчанов отметил, что снегоочистители обычно выезжают на линию ночью, но бывают исключения. Во Владивостоке самыми снежными участками считаются улицы Сахалинская, Луговая и участок вдоль парка Минного городка.
«В последние два года зима была довольно мягкой, поэтому необходимость в использовании щеток не возникала», — добавил Сергей Молчанов.

Тем не менее, работа по подготовке снегоочистителей к зимнему сезону продолжается. В депо активно занимаются ремонтом и обслуживанием ходовой части и тормозной системы. Как отметил Павел Калинин, в Хабаровске по их заявке отливают чугунные колодки, что свидетельствует о серьезном подходе к обеспечению безопасности и надежности работы снегоочистителей.
Параллельно идет процесс изготовления новой щетки для снегоочистителя. Для этого используется стальной трос толщиной 10 миллиметров, который также фиксируется тросом на барабане.
«Старый барабан снимается, новая щётка устанавливается на снегоочиститель. Это уникальная технология, которая была изобретена и изготовлена здесь, в этом депо. У нас работал мастер УТК Мизин Владимир Васильевич. Вот он это все придумал», - сказал Павел Калинин.

Замена отопительных печей тоже является важной частью подготовки. Печи, установленные в кабине водителя и в салоне, обеспечивают комфортные условия для работы водителей в холодное время года. Процесс установки новых печей, особенно в салоне, требует значительных усилий, так как отопительная система скрыта в сиденьях и бортах.
На трамваях работают только лучшие водители
В сентябре этого года в Волгограде прошел всероссийский конкурс на звание лучшего водителя трамвая, и Владивосток впервые принял в нем участие. Представителем приморской столицы стал молодой водитель первого класса Александр Гулякин.

Конкурс состоял из пяти этапов, включая теоретическую часть, где участники проверяли свои знания правил дорожного движения и устройства трамвая, а также практическую часть, в которой оценивались навыки вождения, соблюдение скоростного режима и умение обслуживать пассажиров с ограниченными возможностями.
«Наши результаты оказались довольно неплохими: среди 44 участников мы заняли 26 место. Это достижение стало для нас значимым, ведь мы впервые принимали участие в таком мероприятии и использовали подвижной состав, который не был нам знаком. У нас есть все основания надеяться на лучший результат в следующем году, так как теперь мы знаем, чего ожидать и как подготовиться», - отметил начальник депо.
Александр уже получил грамоту за участие, а его торжественное награждение запланировано на 9 октября. Именно в этот день АО «Электрический транспорт» отметит 113 лет владивостокскому трамваю.