В 2024 году российский авторынок зафиксировал продажи 1,6 миллиона новых автомобилей. На протяжении первых месяцев года спрос оставался стабильным, однако в дальнейшем наблюдался резкий спад. В начале 2025 года ставка утилизационного сбора выросла на 20%, а склады дилеров оказались переполнены автомобилями китайского производства, выпущенными в 2023-2024 годах, сообщает РИА VladNews со ссылкой на svpressa.ru.
На складах официальных дилеров на данный момент находится около 360 тысяч китайских автомобилей, еще несколько десятков тысяч машин размещены на площадках сборочных производств. Включая автомобили, привезенные через параллельный импорт, общее количество автомобилей китайских марок на рынке России составляет около полумиллиона единиц.
В связи с большими запасами ожидается приостановка импорта автомобилей до полного их реализации. Одновременно с этим стоимость ввоза автомобилей значительно возросла, а уровень локализации производства в России остается крайне низким.
В конце 2024 года рынок автомобилей пережил падение на 60-70%, и аналитики предсказывают продолжение этой тенденции в будущем. Эксперт Игорь Моржаретто предполагает, что доля отечественных автомобилей на российском рынке может вырасти до 50%, при этом ассортимент китайских моделей существенно сократится.
Производственные мощности АвтоВАЗа в Тольятти не позволяют выпускать больше полумиллиона автомобилей в год, что также ограничивает возможности по удовлетворению спроса. Эксперты прогнозируют, что общий объем рынка новых автомобилей может сократиться до 800-900 тысяч единиц.
В то же время, наблюдается усталость потребителей от ограниченного выбора автомобилей. Китайские машины составляют 70% российского рынка, но их модели часто имеют схожие характеристики, а цены остаются высокими.
Кроме того, на рынке автокредитования фиксируется спад активности, что связано с высокими процентными ставками и мерами Центробанка. В условиях отсутствия европейских, японских и корейских марок растет интерес к подержанным иномаркам, особенно с правым рулем.