Мастер-класс «Кукольная кухня» провели артисты «Государственного театра наций» в Малом зале Мариинского театра в рамках Третьего Международного Тихоокеанского театрального фестиваля, сообщает РИА VladNews.
«Кукольная кухня» была представлена в необычном формате. В виде спектакля-концерта харизматичные актеры не только рассказали об истории кукольного театра и видах театральных кукол. Также мастера предоставили возможность участникам самим попробовать управлять системами и механизмами, приводящими кукол в движение. Кстати, это оказалось не так просто.
Любой желающий – будь то ребенок или взрослый, студент или профессиональный театрал – мог погрузиться в профессию актера театра кукол: верховых, планшетных, теневых и марионеток. Об особенностях и истории каждой куклы артисты рассказали, демонстрируя систему управления небольшими забавными спектаклями. Чтобы кукольника не было видно зрителю, актеры надевают специальный бархатный колпак и перчатки черного цвета. Но свои постановки на мастер-классе профессионалы показывали без специального одеяния, чтобы поделиться некоторыми секретами и самим процессом закулисья.
Петрушка – самая известная и древняя верховая (или перчаточная) кукла, которой уже более 300 лет. В каждой стране она называется по-разному, но имеет примерно один и тот же образ: большой нос, колпак с кисточкой, скверный характер и нечеловеческий голос. В управлении такая кукла не самая сложная, так как для этого нужна всего одна рука. Однако нужно учитывать внешний вид, характер куклы и ее голос, чтобы уметь успешно ей управлять. Чтобы актеру озвучить Петрушку, нужно воспользоваться специальным устройством: две перевязанные пластинки, которые вставляют в рот на корень языка. Когда воздух проходит через такое устройство, получается характерный писклявый звук, которым и озвучивают вредного и непослушного Петрушку.
Фокусник Вальдемар Вальдемарович Вальдемаров – пример верховой куклы со «скелетом». Такая кукла управляется двумя руками, а иногда и четырьмя. Она состоит из туловища и головы, которая двигается с помощью элемента, за который вы держите куклу. А также главные части верховой куклы со «скелетом» – это, конечно, ее руки, которыми вы управляете с помощью прикрепленных к ним палочек. При умелом владении этими палочками можно и скрещивать руки куклы, и помахать ими, и даже похлопать в деревянные ладоши.
Зайчик и Китайский дракон – это теневые куклы, для которых используются деревянные подвижные фигуры. Они плоские и представляют собой силуэт героя. Эффект тени создается за счет света, который направляют на ширму. За ней актёр садится или становится так, чтобы было видно только тень куклы.
Морячок и еще один Зайчик – планшетные куклы, сделанные из поролона. Они так называются, потому что ими управляют на поверхности стола. Такие театральные куклы могут управляться как руками, так и палочками, и, как правило, одному человеку это сделать будет сложно. Планшетные куклы тоже имеют свой характер, который нужно тщательно изучить перед выступлением. Например, для Морячка используется специальная дудочка, а зайчик обязательно шепелявит из-за своих зубов.
Мастера мероприятия также являются участниками спектакля Анны Викторовой «Ходжа Насреддин». Его показ уже состоялся 5 октября и продолжится 6 октября в 13:00 и 17:00. В этой постановке используются марионетки. Это самые сложные в управлении театральные куклы, сделанные из дерева. Система управления может включать в себя от 12 до 16 нитей и больше – каждая отвечает за отдельную часть куклы. Артисты продемонстрировали этот сложный процесс, изобразив отрывок из поставки «Ходжа Насреддин». Участники мастер-класса увидели и прочувствовали работу актеров такой, какая она есть: без колпаков, перчаток и ширм.
Профессия актера кукольного театра не такая легкая, как может показаться на первый взгляд. Работе кукольника нужно терпеливо и усердно учиться, осваивая секретные техники управления различными видами кукол. С помощью мастер-класса «Кукольная кухня» участники узнали о работе артиста театра кукол с новой, удивительной стороны. Это серьезная сфера, в которой нужно уметь профессионально «оживлять» кукол, погружая зрителя в их маленький мир.
Отметим, третий Международный театральный фестиваль проходил при поддержке при правительстве и министерства культуры и архивного дела Приморского края.