Минпромторг предложил повысить ставки утилизационного сбора на иностранные автомобили. Мера может быть введена уже 1 октября. Предполагается, что импортеры за авто с двигателем малого объема будут платить 556 тысяч рублей, к 2030 году сумма может вырасти до 1,17 млн рублей. Как это скажется на потребителях, рассказал доцент кафедры «Управление транспортными комплексами» ГУУ Артем Меренков, сообщает РИА VladNews со ссылкой на «Прайм».
«В случае утверждения проекта с 1 октября 2024 года импорт автомобилей с двигателем объемом 1–2 литра будет стоить 556 тысяч рублей, а с 1 января 2025 года эта сумма увеличится до 667 тысяч рублей. В дальнейшем стоимость будет постепенно расти, достигнув 1,17 миллиона рублей к 2030 году», заявил Артем Меренков.
С идеей поэтапного повышения утильсбора выступил «Автоваз», обеспокоенный экспансией китайских автомобилей на российский рынок. Инициативу поддержали и другие производители. По словам эксперта, выгодоприобретателем от подобной инициативы станет отечественный автопром.
Рост ставок утильсбора приведет к повышению цен на импортные автомобили, для некоторых моделей он превысит стоимость самих машин. В результате модельный ряд на российском рынке сократится, а некоторые иностранные бренды уйдут. При этом в определенных сегментах у российских покупателей нет достойных отечественных альтернатив. Например, предложение пикапов и минивэнов крайне ограничено, а выбор среди авто эконом-класса в сегменте B и B+ заметно сократился. Китайские производители, захватившие рынок, в основном предлагают более дорогие кроссоверы, внедорожники, большие седаны, гибриды и электрокары.
По мнению Меренкова, идея резкого повышения утильсбора логична с точки зрения пополнения бюджета и стимулирования локализации производств. Однако на сегодняшний день российский автопром не способен удовлетворить все потребности рынка: ежегодно отечественные предприятия выпускают 700–800 тысяч автомобилей, тогда как продажи по итогам прошлого года составили более 1,3 миллиона.
Автоэксперт рекомендует тем не менее не спешить с покупкой машины, если только это не является насущной необходимостью. Несмотря на опасения, что после повышения утилизационного сбора цены на автомобили резко вырастут, ситуация может оказаться иной. Китайские автопроизводители могут предоставить скидки, если склады затоварены или модель не пользуется спросом.
Меренков советует подождать и сезонных скидок. Летом дилеры идут на уступки из-за низких продаж в сезон отпусков. Еще более выгодные предложения можно ожидать к концу этого года и началу следующего, когда прошлогодние модели продаются с дисконтом 10–20 %.