Арсеньева — человека, который не сломался, обсудили в театре Горького

В столице Приморья в 12-й раз показали спектакль о знаменитом исследователе и писателе

16:28, 13 ноября 2023 Общество
photo_2023-11-08_15-39-30.jpg
Фото: театр Горького

Смертельные опасности, исследование суровой приморской тайги, любовный треугольник и арест любимой супруги. За полтора часа на сцене театра Горького пролетела целая жизнь знаменитого путешественника, писателя и знаковой для Приморья фигуры Владимира Арсеньева. Спектакль «Арсеньев. Расхищению не подлежит» (12+) показали в 12-й раз, за год его посмотрели тысячи приморцев и гостей края, посчастливилось увидеть эту удивительную и трогательную историю и журналисту РИА VladNews. 

«Мне очень приятно, что спектакль живет своей большой и насыщенной жизнью, — отметила режиссер и исполнительница роли первой жены Арсеньева — Нюры, Яна Мялк. — И та тема прекрасного человека, нашего первопроходца Владимира Клавдиевича Арсеньева, то, как мы ее развили в этом спектакле, оказалась интересна для зрителя. В первую очередь, спектакль получился у нас достаточно динамичный. Исторические темы, темы личной жизни, они как бы связались в единое, и получилась объемная большая картина. Зрители, которые приходят на постановку находят ответы на разные вопросы о судьбе Владимира Клавдиевича».

Спектакль, действительно, очень динамичный. Еще секунду назад Арсеньев трогательно прощался с женой, а уже через мгновение с командой покоряет бушующую таежную реку. И снова семейная сцена — на этот раз трагическая — уход к другой женщине. 

 

«Две женщины, которые существовали в жизни Арсеньева — Анна и Маргарита, абсолютно разные, — продолжила Яна Мялк. — Мы старались на этом сделать большой акцент. В жизни, мне кажется, существуют любящие женщины, которые идут за своим мужчиной, за его делом и есть женщины, которые больше любят семейный быт. И мы попробовали показать эту разность. Сделали акцент на домовитости Анны и на восхищении романтической Маргариты, для которой муж стал идеей жизни. Наш герой больше тянулся к Маргарите, наверное, потому что она больше его понимала — его стремления и предназначение».

У молодого артиста Артема Попова — это первая большая роль в театре Горького. И какая! Сам Арсеньев!

«Я люблю этот спектакль, — признался молодой человек. — Мне он очень близок и дорог, как моя первая большая роль. В этом спектакле есть над чем подумать, над чем порассуждать. Владимир Клавдиевич был статным мужчиной, солдатской выправки, у которого было все непоколебимо. Если он взялся за дело, то точно дойдет до конца. Если говорить, каким он был в семье и во время работы… Разным. В экспедиции важно быть хладнокровным, важно знать, чего ты хочешь, к чему стремишься. А когда приезжал домой к Маргарите или первой жене — Нюре, то становился семейным мягким человеком. Если бы я встретил Владимира Клавдиевича, то попросил, чтобы он взял меня с собой в экспедицию».

Изюминкой 12-го спектакля стало то, что у зрителей появилась уникальная возможность пообщаться с артистами, обсудить постановку в неформальной обстановке.

«Поскольку у зрителей такое прекрасное восприятие этого спектакля, то мы пригласили желающих обсудить, оставить отклики, — рассказал о задумке художественный руководитель театра, лауреат премии «Золотая маска» Ефим Звеняцкий. — Я вернулся во времена советского театра, когда проходили обсуждения спектакля. Почти все постановки театра Горького в 70-е годы были с обсуждением. Артисты в костюмах после спектакля вновь выходили на сцену. Зрителям приятно видеть артистов и поговорить, получить автограф, и есть желание услышать не артиста в роли, а артиста в жизни».

И, действительно, оказалось, что зрителю есть, о чем спросить артистов в жизни — говорили о любви, о таланте, о мечтах. При чем к микрофону выходили как взрослые, так и совсем юные приморцы. В целом диалог затянулся более, чем на час.

Яну Мялк попросили вспомнить, как рождался «Арсеньев. Расхищению не подлежит».

«Этот спектакль рождался с огромной любовью, — отметила Яна Вадимовна. — Не только я являлась режиссером. Каждый из нас привнес в него что-то свое. Мы с Мариной Волковой, которая сыграла Маргариту Николаевну, — руководители проекта «Народный театр Приморского края», и очень часто ездим по Приморью. И когда ты такие большие расстояния преодолеваешь, конечно, ты вспоминаешь людей, которые так много прошли, создали, открыли для нас. Восхищаешься этим трудом, этими людьми — их смелостью, отвагой».

Не забыли любопытные зрители и трагическую страницу в жизни второй супруги путешественника — арест за шпионаж, допросы и, наконец, расстрел. «Насколько Маргариту Николаевну судили именно за дела Арсеньева?», — поинтересовались у актеров.

«Не забываем, что Маргарита Николаевна была дочерью командующего Владивостокской крепостью, то есть человеком, который до революции имел доступ к разным документам, — озвучил свою версию Борис Белебезьев, который сыграл не самого приятного следователя ГПУ. — Во время интервенции он работал с японцами и, возможно, этот момент был включен в дело тоже».  

«Маргарита Николаевна продолжала дело мужа Владимира Арсеньева, — подхватила беседу Марина Волкова. — Говорят, что ему повезло, потому что он умер раньше начала репрессий, а так бы они оба пострадали. Я хочу посоветовать всем не полениться сходить в Дом-музей Владимира Клавдиевича Арсеньева (улица Арсеньева,7Б), где семья знаменитого исследователя прожила последние годы. Узнаете много нового и интересного!»

Одна из самых юных зрительниц наивно поинтересовалась у артистов: «Откуда вы черпали вдохновение?»

«Я обожаю тайгу, в детстве меня отец приучил, — честно признался заслуженный артист России Евгений Вейгель, которого было не узнать в облике Дерсу Узала. — Бродили по местам, где ходил Арсеньев. Мне было легко, единственно, что внешне было тяжело привыкать. А еще я люблю книги, передачи о путешественниках. Есть одна передача, где человек ходит и строит землянки. У меня тоже есть мечта — построить свою землянку».

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!