Любая компания использует не только собственные, но и привлечённые средства: кредиты, займы, лизинговое имущество. Больше всего рисков связано с привлечением заёмных средств. Совсем отказываться от кредитов — недальновидное решение. Привлечённый капитал позволяет эффективнее расходовать собственные средства, увеличивает рыночную стоимость компании и способствует развитию. Эксперты сервиса «Финансист» рассказали, как правильно брать краткосрочные и долгосрочные кредиты, чтобы извлечь из них максимум выгоды.
Оцените скорость роста компании
Если бизнес развивается медленно, заёмный капитал может исправить ситуацию. Для начала нужно рассчитать ROE — рентабельность собственных активов.
Простая формула расчета выглядит так:
ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал
«Иногда используется формула Дюпон, она более сложная и учитывает ещё несколько факторов. Но для понимания, стоит ли брать кредит, подойдет и простая. Если ROE растёт, заёмные средства помогут развиваться ещё быстрее. Когда он падает, сначала нужно понять причину, а потом думать о кредитах», — рекомендуют специалисты.
Определите допустимую долговую нагрузку
Прежде чем брать краткосрочный кредит, нужно рассчитать финансовые показатели до и после привлечения заёмных средств. Ситуация в нынешнем периоде покажет, какова вероятность положительного решения. В норме показатели должны быть такими:
-
оборачиваемость активов > 2;
-
автономность > 0,3;
-
рентабельность активов > 10%;
-
текущая ликвидность > 1;
-
рентабельность капитала > 20%;
-
абсолютная ликвидность > 0,2.
Если показатели ещё выше — это хорошо, значит, банк с высокой вероятностью одобрит заявку. Показатели, которые были рассчитаны с учётом заёмных средств, позволят определить, какую сумму можно взять без ущерба для финансовой устойчивости.
«А вот для планирования долгосрочного кредита нет смысла рассчитывать финансовые показатели, потому что он приравнивается к собственному капиталу и не оказывает влияния на текущую финансовую устойчивость компании. Однако стоит оценить, удастся ли вернуть средства в срок в полном объёме, и выгоден ли кредит в целом», — уточняют эксперты сервиса «Финансист».
Всегда сопоставляйте риски и ожидаемую пользу, учитывая особенности своего бизнеса. Пример: осенью компания «Новогодние подарки» берёт краткосрочный кредит, чтобы покрыть кассовый разрыв, и рассчитывает погасить его за счёт прибыли, которая обычно увеличивается зимой. В этом случае привлекать заёмные средства целесообразно.