Когда Полина Пугачева, актриса Приморского академического театра имени Горького, была юной, еще училась в школе, как и многие девочки ее возраста, обожала аниме. Аниме и привело ее в профессию…
Самостоятельная работа
«В детстве, пока училась в школе, я занималась танцами в образцовом ансамбле «Вихрь», - рассказывает Полина. – Хотела быть и танцором, и хореографом, но актрисой – нет. А когда стала увлекаться аниме, смотрела его только дублированный. И – влюбилась. В голос актера дубляжа Александра Груздева. Да так, что решила: хочу заниматься дубляжом! А что для этого нужно? Стать для начала актрисой. Вот так я и оказалась в институте искусств на подготовительных курсах. С нами там работали Александр Петрович Славский, Владимир Николаевич Сергияков. Поступила на курс к Александру Петровичу и Светлане Юрьевне Салахутдиновой».
- Родители поддержали ваше решение пойти на театральный?
«Папа – он военный – крайне скептически к этому отнесся. Пришлось пообещать, что я сдам больше предметов на ЕГЭ, чтобы пойти еще куда-то, если не поступлю в институт искусств. И мне дали возможность попробовать. Сегодня мои родители живут в Казани, я с сыном к ним езжу летом».
- Легко было учиться?
«На первом же курсе я влюбилась в театр, поняла, как это интересно, какой это огромный мир, какая работа над собой, сколько всего включает в себя эта Вселенная… Мне всегда нравилось – и по сей день нравится – наблюдать за перевоплощениями людей на сцене. Я смотрела, как играют Александр Петрович, Светлана Юрьевна и другие педагоги института искусств, и поражалась тому, как это получается. Мне хотелось понять, как они умеют так внутренне измениться, перевоплотиться, как работают над своей речью, психофизикой, хотелось найти секрет этого волшебства. Может быть, это и стало отправной точкой влюбленности в театр. И идея о дубляже как-то отошла в сторонку.
И я всегда точно знала: в этой профессии всего надо добиваться самой, работать и работать. То, что актерство – тяжелый труд, я поняла на первом курсе. У нас и курс был такой – трудящийся, мы старались работать, учиться, что-то создавать. Этому учил нас и Александр Петрович, всегда помню его слова: «Это ваша самостоятельная работа!». Так оно и есть. Вместе со мной учились Ярослав Янковский, Петр Мартыненко, и они думали так же. Я до сих пор своим девизом считаю эти слова».
- Ваш курс принимал участие в массовке в спектаклях театра имени Горького?
«Нет. Но девочки с моего курса попали в спектакль «Золушка» (0+) – играли Фей цветов».
- А вы?
«А я ждала тогда сына и на роль феи не годилась (смеется). Но когда мы учились на четвертом курсе, у театра был юбилей, и мы выходили на юбилейном вечере поздравлять наших актеров».
- Вы не уходили в академический отпуск после рождения сына?
«Нет, и за это огромное спасибо людям, которые меня окружали. Особенно - моей свекрови. С отцом моего сына мы уже развелись, но с нею поддерживаем дружеские, уважительные, теплые отношения. Она мне очень помогла.
Я не ушла в академ, потому что точно знала: потом будет тяжело возвращаться, а у меня такой характер, что я могу махнуть на все рукой и бросить».
«Полин у нас еще не было»
- Вы мечтали попасть в театр имени Горького?
«Конечно! Это такой статус, такой уровень! Я боялась, что меня не возьмут, не была уверена в себе. А потом решила: ну почему не попробовать? Пришла в день сбора труппы, по дороге встретила Александра Петровича. Он поддержал меня и направил к завтруппой Татьяне Витальевне Вейгель. И вот я с ней поговорила, она направляет меня к Ефиму Семеновичу – и тут он заходит в ее кабинет! Мы тут и поговорили, я ужасно волновалась. А он говорит: «Полин у нас еще не было, берем тебя в штат». Какое было счастье! Одно из самых больших в моей жизни!
Мне сразу дали вводы – в «Леди на день» (16+) и в «Царевну-лягушку», где я ввелась на главную роль. Потом были еще и еще вводы – в «Тетку Чарлея», «Шута Балакирева», «Инкогнито из Петербурга»… И все это в короткие сроки, сможешь – выплывешь! Окунуться в активную работу – это здорово. Нет времени рассиживаться, запрягся – и вперед. Зато сразу понимаешь, что такое работа в театре».
- Вы чувствовали помощь со стороны партнеров?
«Да, у нас такая труппа, когда никто не остается сам с собой. Мне очень помогали – на «Царевне-лягушке» Иван Перепелкин, Наташа Овчинникова, Яна Мялк; на «Леди на день» - Марина Волкова, Светлана Юрьевна… И я сегодня помогаю, если у коллеги срочный ввод. Ведь бывает – дается три дня на ввод, и тебе надо и костюм примерить, и текст выучить и все мизансцены, а если в спектакле песни и танцы, так и их тоже, и в роль вжиться, чтобы не выглядеть в спектакле чужеродно, как волос в супе. Так что помощь очень важна! Ой, кстати, на «Царевне-лягушке» я познакомилась с Леонидом Смагиным, моим мужем».
- За время работы в театре вы поработали с разными режиссерами…
«Это важно. У каждого из них свой подход, например, у Тины Кронис и Ричарда Алгера в «Великом Гэтсби» (16+) был абсолютно технический подход, все через пластику, движение… А у Сергея Руденка – в «Собачьем сердце» (16+) – совсем все иначе, от внутренней истории, психологии… Николай Петрович Тимошенко любит использовать в спектакле звукопись – чтобы фраза была сказана с определенной интонацией, с выделением главного слова. Мне нравится работать с разными режиссерами, перенимать опыт. Это как прохождение нового уровня каждый раз».
- Ваша Дарья Петровна в «Собачьем сердце» - весьма необычный персонаж…
«Мне было интересно работать над этим персонажем. Мы с режиссером решили – она негласная хозяйка в квартире (кто на кухне главный – тот и хозяин), она немного сурова и не дает спуску и профессору Преображенскому, и доктору Борменталю. Потому что они где-то там в эмпиреях, а она прочно стоит на земле. У нее своя правда».
Моя гримерка Горького
- Вы так вдохновенно рассказываете о своей героине, просто светитесь. Работа в театре – ваше счастье?
«Да. Абсолютно. Я еще преподаю актерское мастерство в детской студии «Шкода», все время учусь, и это помогает развиваться, соответствовать уровню театра. Главное – не давать себе спуску.
А знаете, что? Я ведь в каком-то смысле осуществила свою мечту, помните, про дубляж? Когда в театре ставился спектакль «Фрегат «София» (16+), именно он стал «голосом за кадром», который звучит в начале и финале спектакля. Александр Груздев приезжал во Владивосток сделать запись, и мы познакомились!»
- Вы учите детей, а ваш сын не высказывал желания стать актером?
«Нет. Он человек другого склада, больше технического, математического. Ну и прекрасно.
А когда в студии дети просят совета, как стать актером, я объясняю. Но всегда говорю, что актерский путь тяжелый и отнюдь не усыпан розовыми лепестками».
- Ваш муж – актер театра имени Горького Леонид Смагин. Это плюс или минус – что вы работаете вместе?
«Для меня плюс. Мы смотрим в одну сторону, у нас общие интересы. Я интересуюсь его мнением о своей работе, но не всегда его разделяю. Мы можем спорить. Но всегда помогаем друг другу. Вот сейчас я репетирую Лидию в «Бешеных деньгах», и Леонид мне очень помогает. Но и тут мы спорим, и это – прекрасно.
И мы вместе ведем в социальных сетях ведем группу «Гримерка Горького», которая рассказывает о театре».
- Что вам дает работа над «Гримеркой Горького»?
«Мне интересно знакомить людей с внутренней жизнью театра, когда актеры нее в костюмах. Я хочу показать, что театр – это огромная работа сотен людей, множества цехов – пошивочного, столярного, бутафорского, всех-всех; что театр не заканчивается на сцене, что за кулисами есть большая жизнь, - и я ее показываю.
На днях у нас была экскурсия по закулисью театра для подростков, школьников. Я с ними ходила. Они пришли такие зажатые, скептичные: ну-ну, мол, что нам тут покажут. А какие восторги были в финале! Когда на сцене бахнул гром, когда им показали, как делают театральный дым… Как мне было радостно, что им интересно! Театр смог проникнуть в их души. В этом моя задача».
- Театр имени Горького – он какой?
«Громкий. Большой. Ценный. Сильный. Мощный. Шикарный».
- Ваши пожелания театру в 90-летие и себе как его актрисе?
«Процветания! Сил! И никогда не останавливаться, идти вперед и только своей дорогой! Вот этого – и себе, и театру!»