Пыхтя от восторга, она отрезала от бабушкиного платья кусок и сделала себе свой первый в жизни сценический костюм. Потом позвала соседок – и онемевшую от увиденного бабушку – и показала им спектакль про Красную Шапочку.
Актриса, и только
«С младых ногтей я мечтала стать актрисой, - говорит Жанна Стрелкова, актриса Приморского академического театра имени Горького. – Сколько себя помню… Меня привлекал этот мир. Да и мама моя мечтала стать актрисой когда-то, но не получилось. Может быть, мне и её мечта передалась?»
- Мама вас поддерживала в вашем стремлении?
«Она очень мудрая женщина, всегда меня поддерживала и поддерживает по сей день. Когда в 9-м классе я стала ходить на театральный кружок и ездить ради этого утром в другой конец города (а мы жили в Хабаровске), мама сказала: «Хочешь – езжай». На все конкурсы «Алло, мы ищем таланты», в которых я участвовала, она меня наряжала и провожала. И даже когда я после школы поехала в Ярославль поступать в театр-студию Федора Волкова (я родилась в Юрьевце, хотела жить в тех местах), она меня отпустила без вопросов. Правда, со студией в итоге не получилось. Там шёл набор на курс для театра кукол и мне в итоге честно сказали: Жанночка, ваша фактура и голос не подходят для такого театра, приезжайте через год, мы будем набирать актерский, возьмем вас без экзаменов. Но на следующий год я не поехала никуда. Я уже работала актрисой!»
- Как так?
«Иду я по набережной Амура, вернувшись в Хабаровск, жалею себя ужасно, хлюпаю носом. Подходит мужчина, спрашивает, что случилось. И говорит: «Я сотрудник филармонии, ищу актрису, вы согласитесь?». Я не поверила. Тогда он привёл меня в филармонию, в дирекцию. И тут выяснилось, что мне 17. Пришлось мне хватать такси, нестись через весь город к маме на работу, где она бегом, выслушав мои сбивчивые объяснения, написала мне согласие на работу. Через две недели мы уехали с гастролями в Комсомольск-на-Амуре.
Через год я сказала руководству, что собираюсь все же получить актерское образование, поступить в институт искусств во Владивостоке. И мне дали отличную характеристику! Поступила в итоге я легко. Но не без приключений…»
- Расскажите!
«Пришла я в институт на экзамен. Лучшее платье, на голове бигуди, чтобы в июньском мокром воздухе владивостокском кудри не развились, туфли итальянские на каблуках в руке, а сама по лестнице иду босиком. И навстречу – пожилой мужчина. «Почему вы босиком?» - говорит. А я так ему свысока: «Вам какое дело?». И пошла. Перед экзаменом у аудитории он снова мне встретился. И зашел туда, где будет экзамен. Я спрашиваю у других абитуриентов, мол, кто это. «Да ты что, - отвечают, - это же Лев Ткачев, будущий педагог!». Ой… Ну всё равно я пошла первая. И тут Лев Александрович говорит: «А ведь я вас знаю. Я у вас в Хабаровске сказку принимал». А я от волнения его и не узнала. Вот такая история… Лев Александрович был моим педагогом, и это было большое счастье!»
- А мастером был?
«Альберт Яковлевич Мамонтов. Потом я вышла замуж, родила дочь, ушла в академический отпуск и вышла уже на курс Сергея Захаровича Гришко, а чуть позже к нам пришел Александр Петрович Славский.
Как с нами работали эти мастера, Педагоги с большой буквы! Как умели найти подход, берегли нас. Александр Петрович внешне такой строгий, но мы знали, какой он чуткий и сердечный. Мои дорогие педагоги…
А когда мы с мужем на третьем курсе развелись и у меня не было сил учиться и дочку растить, я позвонила маме и сказала: «Наверное, брошу институт, вернусь к тебе». Нет, ответила мама. Поменяла квартиру и приехала помогать мне. Вот так. А я на третьем же курсе начала работать в театре имени Горького, у Ефима Семеновича».
Будешь смеяться
- Вы хотели попасть именно в этот театр?
«Да. Это лучший, наверное, театр на Дальнем Востоке. Сюда не всех брали. А мне только скажи: нет, тебя не возьмут, ты росточком не вышла и плотненькая… Я губу закусила – и вперед!
Получилось так. Не поверите, была у меня жуткая ангина, но я шла на учебу. И встретила актрису театра Жанну Силко. Она мне говорит: «Я иду писать заявление на увольнение. Приходи сегодня же, не упусти!». И я пошла. Кудри навертела, норковая шапка – ну красавица. Горло сипит… Пришла, стою у приемной. И тут заходит Ефим Семенович. И вот такой случился диалог: «- Ты к кому, красавица?
- К вам, на работу устраиваться.
- Кем?
- Актрисой!
- Неожиданно… Ну прочти что-нибудь…
- Не могу, у меня все пьесы, где надо плакать, а я плакать сегодня не хочу…
- Ладно, будешь у меня смеяться!».
И поверите вы или нет, а с тех пор – уж сколько лет – я играю у Ефима Семеновича в комедиях. Сдержал обещание!
И с тех пор театр помогает мне жить. Бывали такие моменты, когда Ефим Семенович меня спасал. В буквальном смысле».
- Как вам было выходить вместе со своим педагогом на сцену?
«Ух, я боялась! А мне сразу дали роль в «Шум за сценой», где Александр Петрович играл моего любовника. Флиртовать с мэтром?? У меня ступор был! И тут он сказал: «Я чему тебя учил? Показывай!». И я показала… В том спектакле мы играли в очередь с Ольгой Хохловой, очень подружились».
- У вас огромный список ролей, но почти не было главных…
«Знаете, я никогда не мечтала о главных ролях, никогда на этом не зацикливалась. Для меня нет неглавных ролей. Главное – работа, которую я люблю и которую делаю со всей силой и радостью. Знаете, меня в театре ничто не огорчает, он для меня – всегда счастье и здесь я, как рыба в воде. А вот за стенами театра… Там я как слепой кутенок, тычусь и получаю оплеухи. А театр меня спасает».
- Вы просто великолепны в роли Клавдии Ивановны в «Двенадцати стульях»…
«Я обожаю эту роль. Ефим Семенович увидел в этой роли меня – значит, в этом что-то есть. И он, заметьте, продлил мою роль почти на весь спектакль! Значит, я справилась. Это для меня высшая похвала. И я пытаюсь его не огорчать.
Знаете, не зря говорят, что театр – семья. В театре имени Горького именно так. А я много театров видела.
Нас сделал Ефим Семенович, он нас воспитал. Он четко дал нам, актрисам, понять, что мы все – красавицы, это первое. Второе – он научил нас вести себя так, как следует Артисту! Мы – семья, а в семье не гадят.
Мы все боимся его разочаровать, огорчить, он нам настолько дорог… Мы с ним выжили в 90-е!»
- Кстати, вы же принимали участие в знаменитом «Шоу Ефима Звеняцкого»…
«С восторгом, трепетом и радостью! Я окончила музыкальную школу, всегда мечтала петь. Эту мечту мою реализовало именно шоу Ефима Звеняцкого. А уж когда мне дали сольный номер! Боже, когда я выходила, я как на крыльях была! У нас была теплая атмосфера в зале, а на сцене – высокопрофессиональное шоу. Это вам не ресторанные «вокалисты». Знаете, Ольга Хохлова к юбилею театра прислала нам видеозапись одного из шоу. Да хоть сегодня показывай! Профессиональные номера, шикарные костюмы… Как нас раскрыло это шоу, как оно нам сегодня помогает! Мне 53, а я танцую в «Джазе только девушки», и очень собой горжусь. И шоу горжусь!»
Тяжелый труд
- Вы работали с мэтрами театра…
«Да. И это счастье. Какой был спектакль «Биндюжник и Король»! Какие там играли мэтры! Когда на сцену выходил Александр Пономаренко и говорил: «Не бей меня, Бенчик!» - да мурашки по коже!
И мне выпало счастье играть с Натальей Гундаревой! Она была приглашенной звездой в «Жертве века». Помню, стою перед спектаклем, трясусь, боюсь. И тут – как мудрая, талантливая и бесконечно добрая женщина – Наталья Георгиевна подходит ко мне и говорит тихо так, доверительно: «Можно с вами текст повторить? Я так волнуюсь! Вам хорошо, вы у себя на сцене. Вы мне, прошу вас, помогайте на сцене». И меня как отпустило. Как мудро она поступила!»
- Какие принципы театра имени Горького вы бы назвали основополагающими?
«Уважение друг к другу. В первую очередь. Чуткость. Умение прощать. Это то, что нам первое сказал Альберт Мамонтов, еще на первом курсе, желторотикам. «Запомните навсегда! - сказал. – Вы будете со своими коллегами видеться и взаимодействовать иногда даже чаще, чем с семьей. Театр – ваша семья».
И еще главное помнить, что театр – тяжелый труд. Когда мне говорят: «Да у вас там праздник», я только улыбаюсь. Помню, пришла ко мне подружка за час до спектакля, я ее вывела на сцену, еще ни софиты не горели, ни людей в зале, 900 пар глаз и ты перед ними… Ну, говорю, спой или расскажи что… А у нее – ступор! Вот так-то».
- Вы сами себе строгий критик?
«Ефим Семенович как-то мне сказал: ты сама знаешь, что для тебя лучше. И он прав».
- Театр имени Горького – он какой?
«Бережный. Нежный. Теплый».
- Ваше пожелание театру в 90-летний юбилей и себе как его актрисе?
«Себе – как можно больше интересных спектаклей и разных ролей, лучше – комедийных. А театру – многолетия творческого и процветания. И больше интересных постановок!»