Мы расскажем вам о популярных профессиях в IT-сфере без программирования и том, чем занимаются эти специалисты.
А также мы рекомендуем вам посетить наш агрегатор онлайн-курсов EDDU и ознакомиться с самыми актуальными предложениями от программирования, управления и дизайна до маркетинга, аналитики и создания контента.
HR-менеджер (эйчар)
“Human Resources” в переводе с английского – человеческие ресурсы. Объединяя человеческие ресурсы словом менеджер получаем под HR-менеджера целую группу профессий:
-
хедхантер – нацеленный поиск на конкретную должность, зачастую на один из высших постов компании (топ-менеджмент);
-
рекрутер – подбирает общий персонал в обычном порядке: на собеседованиях с кандидатами оценивает их знания и опыт, по заслуживающим внимания передаёт отчёты руководству;
-
корпоративный тренер – выполняет 3 основные задачи: обучение и тренинг персонала; поиск выхода в конфликтах; сохранение мотивации сотрудников на высоком уровне.
В ряде компаний (обычно больших) IT-рекрутер – самостоятельная должность.
Для всей этой группы специальностей, объединённых в одной должности, требуются определённые навыки (скилы) – Hard Skills & Soft Skills.
Хард-скилы HR-менеджера:
-
разбираться в техосновах, приветствуется айти-опыт;
-
хороший английский (хотя бы уровня В1) – для работы с айти-источниками, подавляющее большинство которых написаны на английском;
-
ориентироваться в IT-рынке, всех трендах и обновлениях, жизненном цикле ПО.
Особых требований к софт-скилам нет, разве что приветствуются познания в психологии. Остальное, как везде: коммуникабельность, креативность, стрессоустойчивость. Также обязательно знать разницу между дизайнером и бэкенд-разработчиком.
Кстати: диапазон зарплат эйчара (по данным hh.ru) – от 30 до 100 тыс. руб. Есть и больше.
Стать HR-менеджером можно, пройдя соответствующие онлайн-курсы, либо закончив университет по специальности Управление персоналом. Как и всё, связанное с IT, профессия эйчара постоянно развивается (новые ПО, языки, прочее). Перспективность профессии и её актуальность очевидны – в любой сфере человеческой деятельности такой специалист будет востребован. Главное для него – любить профессию, не отставать от развития отрасли.
Совет пришедшему из другой сферы: сначала будет сложно, но можно быстро освоиться, если ежедневно по полтора-два часа уделять новостям IT, курсам, чтению спецлитературы. И при желании можно будет уйти еще глубже в айти – в тестировщики или фронтенд-разработчики.
IT-рекрутер
В некоторых компаниях существует такая должность. Кроме упомянутых выше (в описании эйчара) обязанностей по набору IT-персонала, айти-рекрутер формирует команды под различные бизнес-задачи. Приёмы работы рекрутера в этой сфере специфичны, что продиктовано инициативностью и активностью айтишников, постоянно прозванивающих соцсети, телеграм-каналы, свои сообщества на предмет вакансий. Рекрутеру приходится постоянно следить за обновлениями в этих сообществах и отслеживать интересных спецов.
Обязательно: кроме знания тех. базы, айти-рекрутер должен хорошо освоить профессиональный сленг.
Средняя зарплата опытного IT-рекрутера – 120 тыс. руб.
Project Manager и Product Manager
Тоже менеджеры, но совсем другого профиля. Легче понять, чем занимается каждый из них, на примере. Скажем, разработана система заказов столов в ресторанах. Ключевая её часть – мобильное приложение, позволяющее выполнять онлайн-заказы столов. Вот за разработку системы заказов вместе с мобильным приложением отвечал Project Manager. Собрал команду специалистов, поставил им цели, задачи, сроки. Создали, дальше требуется адаптировать систему заказов. Нужна обратная связь с пользователями системы – людьми, которые заказывают столики. Здесь уже владения Product Manager. На нём (с его командой) взаимоотношения с клиентами, рынком, конкурентами. Их реакцию он доносит Project Manager. Тот вместе со своей командой реагирует на замечания, предложения, вносит изменения в систему заказов, в мобильное приложение. Опять включается (на самом деле он и не выключался ни на секунду) Product. В этой схеме не всё отражено, но взаимоотношения между Project и Product, их роли понятны.
Если коротко, проджект отвечает за техническую разработку проекта – с планированием, контролем, сроками. На продакте – маркетинго-продажная часть проекта, умение работать с клиентами, рынком.
Нередко эти функции объединены в одном лице. Это, кроме прочего, устраняет два основных минуса раздельного функционала:
-
Прыжок через голову – часто разработчик идёт с вопросом не к своему руководителю проджекту, а сразу к продакту. Проджект узнаёт об изменениях не сразу.
-
Не умею читать мысли – проджект плохо ориентируется в потребительских тонкостях продукта, не знает всех пожеланий клиентов, чем дышит рынок. В результате – многочисленные правки, каша.
Диапазон зарплат продактов и проджектов – от 50 до 200 тыс. руб.
Если происходит объединение двух разных функционалов в один, то практически всегда на базе Project Manager. Часто при этом называясь менеджером проектов.
Менеджер проектов
Он отвечает за реализацию коллективных проектов. Запуск приложения, сайта или сервиса – всё происходит под его началом. В обычном бизнесе, например в строительстве, без него не построить ни бизнес-центр, ни жилой дом.
Считается, что благодаря менеджеру проектов экономятся (или наоборот) деньги, ведь распределение проектного бюджета – на нём.
Если учесть, что этой профессии не обучают в ВУЗах, а на курсах дают основы, при этом продолжение обучения происходит на практике (младшим менеджером проектов), то с софт-скилами у такого человека должно быть всё в порядке. Ведь профессия подразумевает умение работать с рисками – готовность к ним, их заблаговременному просчёту, наличие плана Б, позволяющего всё неожиданное вредное устранить/исправить.
IT-юрист
По сути, это юрист сети или сетевой юрист. От обычного юриста его отличает умение работать с современными информ-технологиями. Его основная задача – защита сетевого (интернетного) контента. Блогер может рассчитывать на помощь айти-юриста против атак хейтеров, в борьбе с плагиатом. И конечно, любая интернет-компания нуждается в юридическом сопровождении.
Относительная новизна этой профессии имеет свои плюсы-минусы. В плюсах – возможность удалённой работы. В интернет-водах плавает много крутых компаний, которые готовы с радостью принять подкованного в IT юриста. Это работа для того, кому претит скука.
Обратная сторона медали (нового направления юриспруденции) – размытость обязанностей, а также отсутствие сформированных зарплатных рамок. Зато ответственности – выше крыши. Не всегда хорош заказной характер работы – нет постоянного потока заказов.
К обязательным скилам юриста добавляется необходимость знания айти-законодательства, умение с ним работать.
В ВУЗах есть цифровое право, плюс IT-направлению учат в юридических школах. Существуют и онлайн спецкурсы. Если диплом юриста есть, а понимания айти-специфики нет, то онлайн-курсы не просто желательны – необходимы.
Разброс зарплат сетевого юриста велик: 30–200 тыс. руб. Место в нём определяет крупность фирмы и конкретный круг обязанностей.
UI/UX-дизайнер и UX-писатель
Буква U в названиях этих профессий означает пользователь (user), буква I – интерфейс, а X – опыт (experience). Сочетание букв даёт: UX – опыт пользователя (взаимодействия с продуктом), UI – пользовательский интерфейс. Смыслы разные, но необходимы друг другу.
UI/UX-дизайнер
В целом UI/UX-дизайнер отвечает за соединение опыта с творчеством, заполняя платформу красками и контентом, он исходит их опыта пользователей. Его главная задача: обеспечить удобство взаимодействия пользователя с сайтом.
Работу UI/UX-дизайнера можно разбить на этапы:
-
ЦА – целевая аудитория. Первый этап – настройка интерфейса, её точность зависит от умелости учёта возрастно-половых характеристик клиентов, их географии;
-
конкуренты – второй важнейший участник рынка, второй этап. Учёт их опыта и ошибок – залог своего успеха;
-
архитектура – разработка карты пользовательских путей (CJM). При разработке учитывает, каким образом клиент пришёл на сайт, что ему понравилось/не понравилось, варианты решений;
-
прототип – на так называемом каркасе структурируется создаваемый сайт. Этот эскиз помогает привлечь первых инвесторов. Потом строится цветной макет – с картинками и текстом. И уже после – прототип (интерактивный), позволяющий нажимать кнопки, проверить весь функционал;
-
тест – на прототипе вылавливаются ошибки и проверяется на ЦА работа сайта;
-
поддержка – этап совершенствования сайта, добавления нового функционала, обновления старого.
Кроме знания базовых инструментов (Tilda, Figma, Adobe After Effects и Adobe XD, Sketch), умения разрабатывать интерфейсы, UI/UX-дизайнер должен знать основы диджитал-маркетинга.
UX-писатель
Наверное, более точным звучанием было бы UX-переводчик вместо UX-писатель, поскольку он переводит технический язык на наш обыденный. Благодаря ему пользователь сайта легко ориентируется на сайте, быстро находя необходимое.
В общем этапы его деятельности схожи с дизайнерскими: анализ пользователей, конкурентов, тестирование, редактирование. Он заполняет сайт понятным и гармоничным текстом.
Основное в его скилах – взаимодействие с дизайнером (пользование теми же веб-инструментами, знание UX-дизайна). А также – умения копирайтера (надо уметь, к примеру, написать коротко и ясно инструкцию в мобильное приложение) и знание базовой психологии (помогает находить оптимальные фразы). Важная скила – уметь быстро работать.
Для обеих профессий:
-
главное в софт-скилах – творческое мышление, усидчивость, аналитичность, упорство;
-
обучиться профессиям можно как в ВУЗах (по направлению), так и на онлайн спецкурсах;
-
применимость и востребованность: постоянно появляющиеся стартапы, сайты, проекты, плюс фриланс;
-
диапазон зарплат (в зависимости от размера инвестиций и проекта) – 30–300 тыс. руб.
Веб-дизайнер
Имеет иной функционал, чем UI/UX-дизайнер, хотя тоже работает с сайтом – над внешним его видом. Он определяет картинку, видимую пользователем на экране. Он отвечает за переадресацию на странице, на другие страницы. Он определяет логику других страниц, или меняет её у существующих. Кнопка с наведённым на неё курсором будет реагировать так, как захочет он.
Не только внешний вид сайта, но и понятность, удобство взаимодействия с ним обеспечивает веб-дизайнер. А значит, он должен знать реакцию пользователей, анализировать её. В качестве дополнительных навыков ему полезно хорошо ориентироваться в аналитике и интернет-маркетинге, вёрстке, редактуре, frontend-разработке, переговорах. Они помогут ему улучшить удобство сайта.
Бизнес-аналитик
По сути, это связной между клиентом и разработчиком. Но с расширенным функционалом – он анализирует требования заказчика, документирует их запросы, и уже в своей интерпретации передаёт их программистам, включая дизайнеров. С ними он устраивает мозговые штурмы, стендапы, груминги (внося нотки приятного). Аналогично и с клиентами – с ними он тоже проделывает это. На заключительной стадии он передаёт фидбэк (ответная реакция) от клиента на решение разработчиков. Так что точнее будет сказать, что бизнес-аналитик – организатор взаимодействия клиента с разработчиками и получения результата.
Считается, что бизнес-аналитики в обычном бизнесе помогают предприятию решать проблемы, увеличивают их рыночную конкурентоспособность, репутацию. Почему так считается? В первую очередь бизнес-аналитик выявляет проблемы в бизнес-процессах, и что он предлагает улучшить. Во-вторых, они умеют общаться и доносить свою позицию до принимающих решения. В-третьих, знания бизнес-аналитика в финансах и экономике позволяют ему улучшить стратегию предприятия и вывести его на более высокий уровень.
Главные навыки:
-
разложить на составляющие стратегию предприятия;
-
оперировать большим количеством данных;
-
систематический подход к задачам;
-
уметь доносить свои соображения.
Основные хард-скилы:
-
минимум уровень В2 знания английского;
-
знание программ UML и BPMN на уровне работы с ними;
-
хорошо ориентироваться в техдокументации, договорах, спецификациях;
-
базовое знание программирования и жизненного цикла ПО, а также методологии (Waterfall, Agil, бэклог) плюс SQL.
В софт-скилы, кроме стандартного набора, включить стремление постоянно развиваться, учиться.
Кроме обучения в ВУЗах и на онлайн-курсах приемлемым считается опыт совместной работы с бизнес-аналитиком. Подтянуться до нужного уровня можно и с помощью ментора.
Диапазон зарплат от 30 до 300 тыс. руб.
Копирайтер (пройти обучение )
Профессия, с которой легче всего стать одним из айти. Главная проблема – уметь писать статьи и знать, о чём писать. Копирайтер имеет наибольший выбор: штатно работать, удалёнка или фриланс; темы – практически любые; карьерные перспективы – отличные: редактор, главный редактор, сценарист или продюсер, UX-писатель.
Минусы:
-
высокая конкуренция;
-
профессиональное выгорание;
-
ухудшается зрение, здоровье.
Хард-скилы: писать грамотно, лаконично, чётко, без воды. Приветствуется знание английского (добавляются переводы), инфостиля Ильяхова, основ программирования (подключиться к IT-тематике).
К стандартным софт-скилам можно добавить: умение работать с возражениями, с трудными заказчиками, при стрессах.
Востребованность: постоянная, так как контенты в интернете нужны всегда. Способов обучения – множество, главное – получить достаточную практику.
Уровень зарплаты – от 10 до 200 тыс. руб. Но большинство копирайтеров получают до 20 тыс. руб. в месяц. А дальний конец зарплатной шкалы доступен единицам. Высока конкуренция, низкие базовые расценки.
Скрам-специалист
Правильнее называть его скрам-мастер. Скрам – частный случай общей методики agile. Если упрощённо, то процесс выглядит так: владелец продукта хочет решить возникшие с продуктом проблемы. Для этого обращается к скрам-мастеру. Тот вместе с командой разработчиков берётся решить проблемы, используя скрам-методику. Работа ведётся во время специальных сессий – спринтов, длящихся 1–2 недели, иногда до месяца. Каждый день проводится 15-минутный скрам, проверяющий достигнутый прогресс и корректирующий процесс.
Ключевая роль в этом процессе и методике принадлежит скрам-мастеру. Он готовит команду разработчиков, темы обсуждения, планирует спринт, руководит обсуждением, вернее – рулит.
Основные хард-скилы:
-
знание скрам-методики;
-
умение организовать работу скрам-команды;
-
умение разрешать конфликты в команде, мотивировать разработчиков;
-
применять коуч-методологию.
К стандартным софт-скилам необходимо добавить аналитический ум, хорошую память и дикцию.
В ВУЗах этой профессии не учат, хотя есть всемирно известная школа скрама Scrum Alliance, выдающая сертификат. Можно пройти онлайн-курсы, но обязательно дополнить их практикой работы в скрам-командах. Будет легче овладеть профессией, если уже есть опыт руководителя проекта или тимлиду. Начинающий скрам-мастер – по сути скрам-менеджер. Он должен научиться делегировать задачи и ответственность каждому разработчику (члену команды).
Диапазон зарплат этой новой для России профессии – 35–250 тыс. руб.
Техподдержка
Со специалистом такой службы сталкивался практически каждый горожанин, пользуясь каким-либо IT-продуктом, например сайтом, биржей и тому подобным.
Обычно такие службы имеют 3 грейда (определённых группировки должностей):
-
Джуны – 1-я линия поддержки, заполненная неопытными сотрудниками. Их основная обязанность – обработка клиентских заявок.
-
Мидлы – 2-я линия, состоящая из более опытных сотрудников. К обязанностям джунов добавлены административные.
-
Сеньоры – 3-я линия, из самых опытных и квалифицированных сотрудников. Они решают всё посложнее первых двух линий.
Чтобы получить эту очень востребованную профессию, обычно начинают со стажёров. Переход во 2-ю линию – как принятие на постоянную работу. Стажёром стать не очень просто, важно иметь образование (хотя бы онлайн-курсы, но лучше университетское – по специальности технический специалист).
Диапазон зарплат 50–150 тыс. руб.
Тестировщик
Он тестирует все IT-продукты, то есть сверяет работу приложений, продуктов с тем, как должно быть по документации. Расхождения фиксируются им и направляются в отдел разработки.
Основные этапы его работы:
-
Изучая документацию, выделяет в ней спорные моменты. Это позволяет ему определить тестируемый функционал продукта.
-
Подготовка тестов – они требуют постоянной корректировки, так как в продукт периодически вносят изменения.
-
Тестирование. Фиксирует места нормального функционирования продукта и с ошибками.
Поскольку существуют различные типы ошибок, необходимы разные типы тестирования: статическое и динамическое, функциональное и нефункциональное.
Хард-скилы тестировщика:
-
знать основные методы тестирования, инструменты, создавать тест-кейсы;
-
знать Linux;
-
знать язык запросов SQL;
-
постоянная учёба, знание английского;
-
владеть языками программирования, чтобы полноценно работать с кодом автотестирования.
Софт-скилы стандартны: внимательность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, умение чётко доносить свои соображения, усидчивость.
Основная часть курсов тестировщика имеет длительность в несколько (обычно 4) месяцев.
Диапазон зарплат – 30–60 тыс. руб.
Интернет-маркетолог
Основная его задача – продвижение бизнеса в интернете. Он развивает бренд компании, организует рекламные кампании, следит за эффективностью маркетинговых воронок, периодически их улучшая.
Ключевые показатели его эффективности:
-
трафик – число посетителей сайта;
-
лиды – число посетителей, выразивших желание заказать продукт.
Интернет-маркетолог должен хорошо разбираться: в поиске (SEO и SEM – соответственно поисковые оптимизация и маркетинг), в контент- и email-маркетинге, в SMM и таргетированной рекламе (продвижение в соцсетях). Также он должен знать веб-аналитику и основы программирования, ладить с цифрами и быть в курсе digital-новостей.
В ВУЗах обучают традиционных маркетологов. Но есть онлайн-курсы.
Младший интернет-маркетолог зарабатывает 40–60 тыс. руб, средний – 60–100, старший – 100–300.
На данный момент – это лучшие IT-профессии без программирования.