12 IT-профессий, если не «пошло» программирование

Рассказываем

Общество
vn2.jpg

Мы расскажем вам о популярных профессиях в IT-сфере без программирования и том, чем занимаются эти специалисты.

А также мы рекомендуем вам посетить наш агрегатор онлайн-курсов EDDU и ознакомиться с самыми актуальными предложениями от программирования, управления и дизайна до маркетинга, аналитики и создания контента.

HR-менеджер (эйчар)

“Human Resources” в переводе с английского – человеческие ресурсы. Объединяя человеческие ресурсы словом менеджер получаем под HR-менеджера целую группу профессий:

  • хедхантер – нацеленный поиск на конкретную должность, зачастую на один из высших постов компании (топ-менеджмент);

  • рекрутер – подбирает общий персонал в обычном порядке: на собеседованиях с кандидатами оценивает их знания и опыт, по заслуживающим внимания передаёт отчёты руководству;

  • корпоративный тренер – выполняет 3 основные задачи: обучение и тренинг персонала; поиск выхода в конфликтах; сохранение мотивации сотрудников на высоком уровне.

В ряде компаний (обычно больших) IT-рекрутер – самостоятельная должность.

Для всей этой группы специальностей, объединённых в одной должности, требуются определённые навыки (скилы) – Hard Skills & Soft Skills.

Хард-скилы HR-менеджера:

  • разбираться в техосновах, приветствуется айти-опыт;

  • хороший английский (хотя бы уровня В1) – для работы с айти-источниками, подавляющее большинство которых написаны на английском;

  • ориентироваться в IT-рынке, всех трендах и обновлениях, жизненном цикле ПО.

Особых требований к софт-скилам нет, разве что приветствуются познания в психологии. Остальное, как везде: коммуникабельность, креативность, стрессоустойчивость. Также обязательно знать разницу между дизайнером и бэкенд-разработчиком.

Кстати: диапазон зарплат эйчара (по данным hh.ru) – от 30 до 100 тыс. руб. Есть и больше.

Стать HR-менеджером можно, пройдя соответствующие онлайн-курсы, либо закончив университет по специальности Управление персоналом. Как и всё, связанное с IT, профессия эйчара постоянно развивается (новые ПО, языки, прочее). Перспективность профессии и её актуальность очевидны – в любой сфере человеческой деятельности такой специалист будет востребован. Главное для него – любить профессию, не отставать от развития отрасли.

Совет пришедшему из другой сферы: сначала будет сложно, но можно быстро освоиться, если ежедневно по полтора-два часа уделять новостям IT, курсам, чтению спецлитературы. И при желании можно будет уйти еще глубже в айти – в тестировщики или фронтенд-разработчики.

IT-рекрутер

В некоторых компаниях существует такая должность. Кроме упомянутых выше (в описании эйчара) обязанностей по набору IT-персонала, айти-рекрутер формирует команды под различные бизнес-задачи. Приёмы работы рекрутера в этой сфере специфичны, что продиктовано инициативностью и активностью айтишников, постоянно прозванивающих соцсети, телеграм-каналы, свои сообщества на предмет вакансий. Рекрутеру приходится постоянно следить за обновлениями в этих сообществах и отслеживать интересных спецов.

Обязательно: кроме знания тех. базы, айти-рекрутер должен хорошо освоить профессиональный сленг.

Средняя зарплата опытного IT-рекрутера – 120 тыс. руб.

Project Manager и Product Manager

Тоже менеджеры, но совсем другого профиля. Легче понять, чем занимается каждый из них, на примере. Скажем, разработана система заказов столов в ресторанах. Ключевая её часть – мобильное приложение, позволяющее выполнять онлайн-заказы столов. Вот за разработку системы заказов вместе с мобильным приложением отвечал Project Manager. Собрал команду специалистов, поставил им цели, задачи, сроки. Создали, дальше требуется адаптировать систему заказов. Нужна обратная связь с пользователями системы – людьми, которые заказывают столики. Здесь уже владения Product Manager. На нём (с его командой) взаимоотношения с клиентами, рынком, конкурентами. Их реакцию он доносит Project Manager. Тот вместе со своей командой реагирует на замечания, предложения, вносит изменения в систему заказов, в мобильное приложение. Опять включается (на самом деле он и не выключался ни на секунду) Product. В этой схеме не всё отражено, но взаимоотношения между Project и Product, их роли понятны.

Если коротко, проджект отвечает за техническую разработку проекта – с планированием, контролем, сроками. На продакте – маркетинго-продажная часть проекта, умение работать с клиентами, рынком.

Нередко эти функции объединены в одном лице. Это, кроме прочего, устраняет два основных минуса раздельного функционала:

  1. Прыжок через голову – часто разработчик идёт с вопросом не к своему руководителю проджекту, а сразу к продакту. Проджект узнаёт об изменениях не сразу.

  2. Не умею читать мысли – проджект плохо ориентируется в потребительских тонкостях продукта, не знает всех пожеланий клиентов, чем дышит рынок. В результате – многочисленные правки, каша.

Диапазон зарплат продактов и проджектов – от 50 до 200 тыс. руб.

Если происходит объединение двух разных функционалов в один, то практически всегда на базе Project Manager. Часто при этом называясь менеджером проектов.

Менеджер проектов

Он отвечает за реализацию коллективных проектов. Запуск приложения, сайта или сервиса – всё происходит под его началом. В обычном бизнесе, например в строительстве, без него не построить ни бизнес-центр, ни жилой дом.

Считается, что благодаря менеджеру проектов экономятся (или наоборот) деньги, ведь распределение проектного бюджета – на нём.

Если учесть, что этой профессии не обучают в ВУЗах, а на курсах дают основы, при этом продолжение обучения происходит на практике (младшим менеджером проектов), то с софт-скилами у такого человека должно быть всё в порядке. Ведь профессия подразумевает умение работать с рисками – готовность к ним, их заблаговременному просчёту, наличие плана Б, позволяющего всё неожиданное вредное устранить/исправить.

IT-юрист

По сути, это юрист сети или сетевой юрист. От обычного юриста его отличает умение работать с современными информ-технологиями. Его основная задача – защита сетевого (интернетного) контента. Блогер может рассчитывать на помощь айти-юриста против атак хейтеров, в борьбе с плагиатом. И конечно, любая интернет-компания нуждается в юридическом сопровождении.

Относительная новизна этой профессии имеет свои плюсы-минусы. В плюсах – возможность удалённой работы. В интернет-водах плавает много крутых компаний, которые готовы с радостью принять подкованного в IT юриста. Это работа для того, кому претит скука.

Обратная сторона медали (нового направления юриспруденции) – размытость обязанностей, а также отсутствие сформированных зарплатных рамок. Зато ответственности – выше крыши. Не всегда хорош заказной характер работы – нет постоянного потока заказов.

К обязательным скилам юриста добавляется необходимость знания айти-законодательства, умение с ним работать.

В ВУЗах есть цифровое право, плюс IT-направлению учат в юридических школах. Существуют и онлайн спецкурсы. Если диплом юриста есть, а понимания айти-специфики нет, то онлайн-курсы не просто желательны – необходимы.

Разброс зарплат сетевого юриста велик: 30–200 тыс. руб. Место в нём определяет крупность фирмы и конкретный круг обязанностей.

UI/UX-дизайнер и UX-писатель

Буква U в названиях этих профессий означает пользователь (user), буква I – интерфейс, а X – опыт (experience). Сочетание букв даёт: UX – опыт пользователя (взаимодействия с продуктом), UI – пользовательский интерфейс. Смыслы разные, но необходимы друг другу.

UI/UX-дизайнер

В целом UI/UX-дизайнер отвечает за соединение опыта с творчеством, заполняя платформу красками и контентом, он исходит их опыта пользователей. Его главная задача: обеспечить удобство взаимодействия пользователя с сайтом.

Работу UI/UX-дизайнера можно разбить на этапы:

  1. ЦА – целевая аудитория. Первый этап – настройка интерфейса, её точность зависит от умелости учёта возрастно-половых характеристик клиентов, их географии;

  2. конкуренты – второй важнейший участник рынка, второй этап. Учёт их опыта и ошибок – залог своего успеха;

  3. архитектура – разработка карты пользовательских путей (CJM). При разработке учитывает, каким образом клиент пришёл на сайт, что ему понравилось/не понравилось, варианты решений;

  4. прототип – на так называемом каркасе структурируется создаваемый сайт. Этот эскиз помогает привлечь первых инвесторов. Потом строится цветной макет – с картинками и текстом. И уже после – прототип (интерактивный), позволяющий нажимать кнопки, проверить весь функционал;

  5. тест – на прототипе вылавливаются ошибки и проверяется на ЦА работа сайта;

  6. поддержка – этап совершенствования сайта, добавления нового функционала, обновления старого.

Кроме знания базовых инструментов (Tilda, Figma, Adobe After Effects и Adobe XD, Sketch), умения разрабатывать интерфейсы, UI/UX-дизайнер должен знать основы диджитал-маркетинга.

UX-писатель

Наверное, более точным звучанием было бы UX-переводчик вместо UX-писатель, поскольку он переводит технический язык на наш обыденный. Благодаря ему пользователь сайта легко ориентируется на сайте, быстро находя необходимое.

В общем этапы его деятельности схожи с дизайнерскими: анализ пользователей, конкурентов, тестирование, редактирование. Он заполняет сайт понятным и гармоничным текстом.

Основное в его скилах – взаимодействие с дизайнером (пользование теми же веб-инструментами, знание UX-дизайна). А также – умения копирайтера (надо уметь, к примеру, написать коротко и ясно инструкцию в мобильное приложение) и знание базовой психологии (помогает находить оптимальные фразы). Важная скила – уметь быстро работать.

Для обеих профессий:

  • главное в софт-скилах – творческое мышление, усидчивость, аналитичность, упорство;

  • обучиться профессиям можно как в ВУЗах (по направлению), так и на онлайн спецкурсах;

  • применимость и востребованность: постоянно появляющиеся стартапы, сайты, проекты, плюс фриланс;

  • диапазон зарплат (в зависимости от размера инвестиций и проекта) – 30–300 тыс. руб.

Веб-дизайнер

Имеет иной функционал, чем UI/UX-дизайнер, хотя тоже работает с сайтом – над внешним его видом. Он определяет картинку, видимую пользователем на экране. Он отвечает за переадресацию на странице, на другие страницы. Он определяет логику других страниц, или меняет её у существующих. Кнопка с наведённым на неё курсором будет реагировать так, как захочет он.

Не только внешний вид сайта, но и понятность, удобство взаимодействия с ним обеспечивает веб-дизайнер. А значит, он должен знать реакцию пользователей, анализировать её. В качестве дополнительных навыков ему полезно хорошо ориентироваться в аналитике и интернет-маркетинге, вёрстке, редактуре, frontend-разработке, переговорах. Они помогут ему улучшить удобство сайта.

Бизнес-аналитик

По сути, это связной между клиентом и разработчиком. Но с расширенным функционалом – он анализирует требования заказчика, документирует их запросы, и уже в своей интерпретации передаёт их программистам, включая дизайнеров. С ними он устраивает мозговые штурмы, стендапы, груминги (внося нотки приятного). Аналогично и с клиентами – с ними он тоже проделывает это. На заключительной стадии он передаёт фидбэк (ответная реакция) от клиента на решение разработчиков. Так что точнее будет сказать, что бизнес-аналитик – организатор взаимодействия клиента с разработчиками и получения результата.

Считается, что бизнес-аналитики в обычном бизнесе помогают предприятию решать проблемы, увеличивают их рыночную конкурентоспособность, репутацию. Почему так считается? В первую очередь бизнес-аналитик выявляет проблемы в бизнес-процессах, и что он предлагает улучшить. Во-вторых, они умеют общаться и доносить свою позицию до принимающих решения. В-третьих, знания бизнес-аналитика в финансах и экономике позволяют ему улучшить стратегию предприятия и вывести его на более высокий уровень.

Главные навыки:

  • разложить на составляющие стратегию предприятия;

  • оперировать большим количеством данных;

  • систематический подход к задачам;

  • уметь доносить свои соображения.

Основные хард-скилы:

  • минимум уровень В2 знания английского;

  • знание программ UML и BPMN на уровне работы с ними;

  • хорошо ориентироваться в техдокументации, договорах, спецификациях;

  • базовое знание программирования и жизненного цикла ПО, а также методологии (Waterfall, Agil, бэклог) плюс SQL.

В софт-скилы, кроме стандартного набора, включить стремление постоянно развиваться, учиться.

Кроме обучения в ВУЗах и на онлайн-курсах приемлемым считается опыт совместной работы с бизнес-аналитиком. Подтянуться до нужного уровня можно и с помощью ментора.

Диапазон зарплат от 30 до 300 тыс. руб.

Копирайтер (пройти обучение )

Профессия, с которой легче всего стать одним из айти. Главная проблема – уметь писать статьи и знать, о чём писать. Копирайтер имеет наибольший выбор: штатно работать, удалёнка или фриланс; темы – практически любые; карьерные перспективы – отличные: редактор, главный редактор, сценарист или продюсер, UX-писатель.

Минусы:

  • высокая конкуренция;

  • профессиональное выгорание;

  • ухудшается зрение, здоровье.

Хард-скилы: писать грамотно, лаконично, чётко, без воды. Приветствуется знание английского (добавляются переводы), инфостиля Ильяхова, основ программирования (подключиться к IT-тематике).

К стандартным софт-скилам можно добавить: умение работать с возражениями, с трудными заказчиками, при стрессах.

Востребованность: постоянная, так как контенты в интернете нужны всегда. Способов обучения – множество, главное – получить достаточную практику.

Уровень зарплаты – от 10 до 200 тыс. руб. Но большинство копирайтеров получают до 20 тыс. руб. в месяц. А дальний конец зарплатной шкалы доступен единицам. Высока конкуренция, низкие базовые расценки.

Скрам-специалист

Правильнее называть его скрам-мастер. Скрам – частный случай общей методики agile. Если упрощённо, то процесс выглядит так: владелец продукта хочет решить возникшие с продуктом проблемы. Для этого обращается к скрам-мастеру. Тот вместе с командой разработчиков берётся решить проблемы, используя скрам-методику. Работа ведётся во время специальных сессий – спринтов, длящихся 1–2 недели, иногда до месяца. Каждый день проводится 15-минутный скрам, проверяющий достигнутый прогресс и корректирующий процесс.

Ключевая роль в этом процессе и методике принадлежит скрам-мастеру. Он готовит команду разработчиков, темы обсуждения, планирует спринт, руководит обсуждением, вернее – рулит.

Основные хард-скилы:

  • знание скрам-методики;

  • умение организовать работу скрам-команды;

  • умение разрешать конфликты в команде, мотивировать разработчиков;

  • применять коуч-методологию.

К стандартным софт-скилам необходимо добавить аналитический ум, хорошую память и дикцию.

В ВУЗах этой профессии не учат, хотя есть всемирно известная школа скрама Scrum Alliance, выдающая сертификат. Можно пройти онлайн-курсы, но обязательно дополнить их практикой работы в скрам-командах. Будет легче овладеть профессией, если уже есть опыт руководителя проекта или тимлиду. Начинающий скрам-мастер – по сути скрам-менеджер. Он должен научиться делегировать задачи и ответственность каждому разработчику (члену команды).

Диапазон зарплат этой новой для России профессии – 35–250 тыс. руб.

Техподдержка

Со специалистом такой службы сталкивался практически каждый горожанин, пользуясь каким-либо IT-продуктом, например сайтом, биржей и тому подобным.

Обычно такие службы имеют 3 грейда (определённых группировки должностей):

  1. Джуны – 1-я линия поддержки, заполненная неопытными сотрудниками. Их основная обязанность – обработка клиентских заявок.

  2. Мидлы – 2-я линия, состоящая из более опытных сотрудников. К обязанностям джунов добавлены административные.

  3. Сеньоры – 3-я линия, из самых опытных и квалифицированных сотрудников. Они решают всё посложнее первых двух линий.

Чтобы получить эту очень востребованную профессию, обычно начинают со стажёров. Переход во 2-ю линию – как принятие на постоянную работу. Стажёром стать не очень просто, важно иметь образование (хотя бы онлайн-курсы, но лучше университетское – по специальности технический специалист).

Диапазон зарплат 50–150 тыс. руб.

Тестировщик

Он тестирует все IT-продукты, то есть сверяет работу приложений, продуктов с тем, как должно быть по документации. Расхождения фиксируются им и направляются в отдел разработки.

Основные этапы его работы:

  1. Изучая документацию, выделяет в ней спорные моменты. Это позволяет ему определить тестируемый функционал продукта.

  2. Подготовка тестов – они требуют постоянной корректировки, так как в продукт периодически вносят изменения.

  3. Тестирование. Фиксирует места нормального функционирования продукта и с ошибками.

Поскольку существуют различные типы ошибок, необходимы разные типы тестирования: статическое и динамическое, функциональное и нефункциональное.

Хард-скилы тестировщика:

  • знать основные методы тестирования, инструменты, создавать тест-кейсы;

  • знать Linux;

  • знать язык запросов SQL;

  • постоянная учёба, знание английского;

  • владеть языками программирования, чтобы полноценно работать с кодом автотестирования.

Софт-скилы стандартны: внимательность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, умение чётко доносить свои соображения, усидчивость.

Основная часть курсов тестировщика имеет длительность в несколько (обычно 4) месяцев.

Диапазон зарплат – 30–60 тыс. руб.

Интернет-маркетолог

Основная его задача – продвижение бизнеса в интернете. Он развивает бренд компании, организует рекламные кампании, следит за эффективностью маркетинговых воронок, периодически их улучшая.

Ключевые показатели его эффективности:

  • трафик – число посетителей сайта;

  • лиды – число посетителей, выразивших желание заказать продукт.

Интернет-маркетолог должен хорошо разбираться: в поиске (SEO и SEM – соответственно поисковые оптимизация и маркетинг), в контент- и email-маркетинге, в SMM и таргетированной рекламе (продвижение в соцсетях). Также он должен знать веб-аналитику и основы программирования, ладить с цифрами и быть в курсе digital-новостей.

В ВУЗах обучают традиционных маркетологов. Но есть онлайн-курсы.

Младший интернет-маркетолог зарабатывает 40–60 тыс. руб, средний – 60–100, старший – 100–300.

На данный момент – это лучшие IT-профессии без программирования.

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!