Во Владивостоке на Восточном Экономическом Форуме пройдет сессия «Северный завоз: новая система снабжения». Участники обсудят увеличение эффективности северного завоза и транспортно-логистических решений во взаимодействии с Северным морским путем. Помимо этого, эксперты рассмотрят вопросы правового регулирования на федеральном уровне, а также эксплуатацию цифровых сервисов прогнозирования, сообщает РИА VladNews со ссылкой на пресс-службу Росконгресса.
В Российской Федерации 25 населенных пунктов относятся к территории северного завоза. Население – более 3 млн. человек. Каждый год в районы Крайнего Севера, а также в местности, приравненные к ним, завозят около 3,1 миллиона тонн грузов жизнеобеспечения. Большая их часть – 75% – топливно-энергетические ресурсы. В год расходы бюджетов на северный завоз составляют 14,2 млрд. руб.
Для стабильного развития страны необходимо обеспечить регулярное снабжение территорий северного завоза. Выполнение данной задачи контролирует В.В. Путин. Правительство РФ разрабатывает проект федерального закона о северном завозе. Благодаря его принятию снизится стоимость товаров для северян, а также появится надежное и бесперебойное снабжение районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий.
На ВЭФ-2021 ФАНУ «Востокгосплан» и ГК «Росатом» подписали соглашение о сотрудничестве в рамках проекта по цифровому двойнику Севморпути и единой платформы цифровых сервисов Северного морского пути (ЕПЦС СМП) «АрктикЛабс».
«Цифровой двойник СМП состоит из нескольких связанных моделей и позволяет подготовить комплексный прогноз при различных сценарных условиях – от оценки эффективности инвестиций в инфраструктуру пути и введения нового транспорта до планирования доставки груза конечному потребителю», – комментируют в пресс-службе Росконгресса.
На данный момент систему «цифрового завоза» готовят к опытной эксплуатации. Подключат слои гидрометеоинформации, а также данные локаций кораблей и ледоколов. Таким образом, существенно увеличится точность прогноза погодных условий и эффективность логистических схем доставки грузов. Северный завоз станет понятнее с точки зрения логистики, затрат и объемов перевозки.
«Сам программный продукт работает в пилотном варианте и позволяет прокладывать маршруты как для отдельных транспортных единиц, так и для групп грузов с учетом наличия возможностей их хранения и перевалки. Естественно, все это происходит с непосредственным участием региональных властей. Например, планы по создаваемым логистическим центрам на севере Якутии позволяют проводить расчет по их предполагаемой необходимой мощности и обоснованию развертывания в том или ином районе», – отметил Михаил Кузнецов – директор Восточного центра государственного планирования ФАНУ «Востокгосплан».
По словам Николая Харитонова – председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики – законодательному обеспечению опережающего социально-экономического развития Арктической зоны необходима систематизация.
«Существующая сегодня межведомственная разобщенность, а также отсутствие в законодательстве четкого определения понятия „северный завоз“ и единых подходов к планированию и прогнозированию объемов поставок определяют существенные различия региональных систем жизнеобеспечения труднодоступных территорий. Они не позволяют сформировать единый, хорошо работающий механизм для осуществления поставки грузов в удаленные районы Арктики и Дальнего Востока», – заявил Николай Харитонов.
Напомним, модератор сессии – Михаил Кузнецов – директор Восточного центра государственного планирования ФАНУ «Востокгосплан».