Жители города просто шокированы настоящим нашествием самокатов, которых с каждым теплым днем становится все больше и больше, сообщает РИА VladNews.
В совсем еще холодные первые дни марта, по пути в редакцию корреспондент «В», как и жители многих микрорайонов Владивостока, заметил на Народном проспекте множество желтых самокатов. Они стояли через каждые 4-5 метров, в некоторых местах мешая движению пешеходов.
Первые пару дней их никто не трогал: владивостокцы с осторожностью присматривались, кто-то останавливался, чтобы прочитать инструкцию. А уже к концу недели на встречу журналисту по тем же тротуарам ехали первые пользователи новых электросамокатов.
Администрация Владивостока быстро заметила и осознала проблему. Да и как ее не заметить, когда на мэрию обрушился шквал жалоб. На некоторых узких тротуарах, стоящие самокаты, даже вынуждали людей выходить на проезжую часть. А на проспекте Острякова неудачно припаркованный самокат упал и ударил со всего размаха припаркованный автомобиль. А уж от шныряющих туда-сюда самокатчиков только и жди беды. Летящие на дорогу выбитые из рук сумки и смартфоны – это еще цветочки. Власти быстро признали такие средства передвижения «незаконно размещенными объектами». А значит кататься на них, как и брать за это деньги, было запрещено. Впрочем, никого это не останавливало.
Где ехал, там и встал
Быстро выяснилось, что шеринговая компания пыталась установить партнерские отношения с мэрией еще с ноября прошлого года. Она давно работает в других городах России, сейчас у организации заключены договоры с 41 населенным пунктом по всей стране. В каждом из них администрации подписывали похожие друг на друга соглашения с оператором, которые устанавливают порядок размещения самокатов, скоростной режим и парковки. В нашем городе такой фокус не прошел.
Дело в том, что изначально для самокатов не были определены конкретные парковочные места. При регистрации в приложении и оформлении аренды на самокат, пользователь видел на карте виртуальные парковки, в которых можно завершить поездку. Компания просит своих клиентов оставлять самокаты так, чтобы они не мешали пешеходам. Но как уследить, все ли выполняют это условие?
- Самые большие нарекания вызывает размещение парковок, потому что пользователи оставляют их на пешеходных зонах, на газонах с нарушением пешеходных связей, хаотично. Договорились о том, что представители компании определят возможные места для паркинга, удобные для пользователей и остальных жителей города. И чтобы в дальнейшем самокаты оставлялись только на определенных зонах. Кроме того на рассмотрении в Думе находятся изменения правил благоустройства, где будут установлены запреты и административная ответственность за хаотичную парковку, - рассказала начальник управления туризма и городской среды Наталья Руденко.
За порядком на «пунктах сбора» должны смотреть сотрудники фирмы. Они равномерно распределяют самокаты по городу, забирают разряженные и заменяют их свежими. Со временем это должно нормализовать ситуацию, но пока на тротуарах, у входов в общественные места, а иногда и на обочинах дорог можно встретить скопления самокатов, ожидающих очередного клиента.
Результатом последнего совещания представителей мэрии и кикшеринговой компании стало решение о выделение специальных зон для парковки. По словам директора компании Whoosh Артура Наумова, в дальнейшем пользователям придется присылать в службу поддержки фотографии припаркованного самоката, и только после этого они смогут завершить поездку.
ПДД нам не писаны
Смущало администрацию и то, что в законодательстве нет никаких норм, относящихся к езде на самокате. Несколько лет назад Министерство транспорта внесло предложение о поправках к ПДД, в которых появлялась новая категория транспорта – СИМ (средства индивидуальной мобильности). В их число должны были попасть сигвеи, гироскутеры, моноколеса и электросамокаты. Инициатива пока так и осталась на стадии проекта, а по действующим сейчас правилам самокатчиков приравнивают к пешеходам.
Это значит, что можно спокойно ездить по тротуару, а в случае, если вас вместе с самокатом собьет на перекрестке поворачивающая машина, вы будете правы, потому что пешеходов необходимо пропускать. Ни права, ни шлемы, ни какие-то разрешающие документы для управления электросамокатом не нужны. У компании существует лишь одно ограничение – дети до 18 лет не могут кататься самостоятельно. Однако корреспондент «В» уже несколько раз замечал на улицах города юных «водителей».
Отношение самих владивостокцев к новому средству передвижения неоднозначно. Молодежь использует самокаты активно и как развлечение, и как альтернативу общественному транспорту. У людей постарше, особенно родителей с детьми, самокатчики вызывают настороженность.
- Я бы не хотела видеть самокаты в центре города. Вот мы гуляем с ребенком по пешеходной зоне, по Арбату, а тут эти ездят. И на моих глазах были случаи, когда ребенок маленький попадал под колеса самоката, - говорит местная жительница. – Я считаю, для них нужна отдельная зона, там, пожалуйста, пусть катаются.
Организовывать «самокатное гетто» власти города не планируют. Ездить сейчас можно по всему Владивостоку – от Эгершельда до Второй речки. Максимальная скорость, которую может развить механический конь – 25 км/ч, что практически в два раза быстрее, чем скорость пешехода. Правда, «летать» можно не по всем улицам города. При въезде в Покровский парк, Адмиральсикй сквер, сквер Суханова, парк Победы, сквер Дружбы, Гайдамакский сквер самокат самостоятельно сбросит до 15 км/ч. А в некоторых «запретных» зонах, специально выделенных на карте, транспорт и вовсе откажется ехать. Поэтому пользователям современного средства передвижения стоит заранее продумывать маршрут.
Вести с полей
Весь март, пока администрация старалась выйти с компанией на компромисс, жители города активно пользовались, а может и активно осуждали нововведение. Редакция собрала несколько мнений горожан по поводу электросамокатов.
Арина, студентка:
- Мы с подругой катались в прошлом году, и в этом пару раз успели. В принципе это безопасно, ну, если ты трезвый и следишь за дорогой. Хотя тут еще все от способностей человека зависит. Допустим, я встала и сразу поехала, а у подруги долго не получалось.
Виктор, механик:
- Я считаю, что для электросамокатов должны быть выделенные дорожки. Потому что это небезопасно для самих пешеходов. По тротуарам ходят пожилые люди, семьи с детьми. И неожиданное появление самокатов – опасно для всех.
Валентина Михайловна, пенсионерка:
- Мы только сегодня говорили с семьей, что самокаты – угроза. Вот мне, например, только недавно сделали операцию. Вчера выхожу из магазина с продуктами, а навстречу едут двое парней на самокатах. Узкий тротуар, отойти некуда, я так прижалась к краешку. Они проехали мимо, поблагодарили. А в прошлом году меня вообще сбили! Я руку сломала. Люди разные есть, вдруг кто-то отойти не успеет. И я не уверена в тех, кто управляет самокатом, вдруг он тоже не успеет сориентироваться.
Артур, геолог:
- Слишком часто в заголовках новостей мелькает информация о том, что людей сбивают электросамокатами, поэтому я к ним отношусь очень негативно. Я думаю, стоило бы людей обучать и выдавать права, потому что некоторые ездят и не видят пешеходов, могут сбить, задеть.
Светлана, парикмахер:
- Электросамокаты – это прикольно, мне нравится. Мы часто с друзьями катаемся на них по центру города. Это безопасно, если вы умный, внимательный и ответственный человек и можете оценить дорожную ситуацию, смотрите по сторонам. Другое дело, что у нас не все тротуары приспособлены к такому передвижению. Ямы, плитка криво лежит. Это добавляет проблем.
Спорят местные и о выгоде таких поездок. Сама аренда самоката обойдется клиенту в 50 рублей, а затем придется платить по 6 рублей за каждую минуту. Экономии, по сравнению с автобусом, не наблюдается. Зато в пробках на работу стоять не нужно. С ветерком!
Марина ЗУБКО