О неожиданном открытии и впечатлениях от пребывания в тайге в национальном парке «Бикин» в соцсетях рассказал спецпредставитель президента РФ по связям с международными организациями Анатолий Чубайс. Он вместе с супругой Авдотьей Смирновой, кинорежиссером и телеведущей, побывал на кордоне, проплыл на ульмаге по «русской Амазонке» и проверил фотоловушки, которые установили для наблюдения за тиграми в Приморье, сообщает РИА VladNews.
«Я решил во всем сознаться. Ну, может и не во всем, но во вполне реальном провале в знаниях. Провале в той сфере, в которой я считал себя почти специалистом: в географии нашей страны. Я не знал, что в России есть река, которую считают "русской Амазонкой". Я не знал, что она сама расположена в субтропиках, а в её бассейне самый высокий уровень биоразнобразия в Северном полушарии - и в животном мире, и во флоре. Здесь соединяются два типа тайги: кедрово-широколистная и темнохвойная (так мне объяснили специалисты). А в животном мире здесь есть зверь, которого нет больше нигде - тигр. Все уже догадались, что речь идет об Уссурийском крае. И хотя я и сам довольно много здесь изъездил, но я не знал о реке Бикин — это и есть "Русская Амазонка"», - написал Анатолий Чубайс на своей странице в Фейсбук.
С женой они остановились на дальнем кордоне нацпарка, в диких местах, где, по его словам, нет дорог, деревень, линий электропередач, интернета и прочих признаков цивилизации.
«Добраться до ближайшего поселка можно только на удегейской моторной лодке. Такой путь потребует 7 часов. Нет, мы не смогли увидеть тигра (для этого нужна специальная многомесячная подготовка), но с удовольствием отправились проверять фотоловушки. И хотя даже это потребовало около полутора часов езды на лодке под проливным дождем, но - не зря. Посмотрите на этого красавца на фото - он был здесь не так давно и оставил клочья свой шерсти на дереве», - поделился он.
Рассказал Анатолий Чубайс и еще об одном открытии - возвращении староверов из Латинской Америки в Приморье.
«Я не раз встречал в долинах Сихоте-Алиня деревни старообрядцев - всегда в отличном состоянии, ухоженные и обустроенные. Эти люди начали возвращаться в Россию в 90-е, как только появилась такая возможность. Но только здесь, на Бикине, мне объяснили почему они возвращаются именно сюда. Оказалось, что в этих глухих местах существовали десятки поселений старообрядцев вплоть до 30-х годов прошлого века. Больше того, похоже, что значительная часть всей переселенческой политики с середины XIX века и, особенно, в ходе реформ Столыпина была основана на старообрядцах. В любом случае, ясно, что переселенцами в наиболее тяжелые по природно-климатическим условиям таежные места здесь были именно старообрядцы. Я подумал - а не с этим ли был связан известный поворот к веротерпимости в политике царского правительства в 1900-е годы?
А для советской власти эти предельно трудолюбивые крестьяне были просто кулаками. Когда началась коллективизация и преследования стали невыносимы, староверы подняли восстание (Улунгинское восстание). В ответ в тайгу пришли части НКВД. С весны 1932-го развернулась настоящая партизанская война, она продолжалась около года. Сколько всего погибло, сказать трудно, но на фото я у памятника, где похоронены 73 расстрелянных чекистами старовера.
Часть староверов ушла в тайгу, перешла границу с Китаем в Манчжурии (здесь существовало марионеточное государство под контролем японцев Манчжоу Го) и сумела за короткий срок заново построить там (тоже в очень жестких, но совсем других климатических условиях) полноценную и даже зажиточную жизнь в деревне Романовка. Однако и сюда в 1945 пришли части Красной армии, и староверам снова пришлось бежать - на этот раз в Латинскую Америку. По поразительному стечению обстоятельств их быт в деревне оказался детально запечатлен японским фотографом. А уже в наше время, когда эту фотоколлекцию чудом обнаружил Музей истории Дальнего Востока им.Арсеньева, специалист этого музея Вера Васильевна Кобко связалась с латиноамериканскими детьми староверов, запечатленных на фото, и получила их поразительные комментарии. На фото пара примеров их удивительного подлинного языка. В итоге Музей на средства гранта Фонда Потанина издал книгу "Дни в Романовке", в которой описал всю эту историю. Вот так завершается исторический круг, когда уцелевшие куски атлантиды староверов снова возвращаются на свою родину», - написал Анатолий Чубайс.