16 апреля в Главном корпусе Музея истории Дальнего Востока состоялось открытие выставки «Иван Рыбачук. Призвание-Дальний Восток». Название как нельзя лучше подходит мероприятию, поскольку Иван Васильевич Рыбачук - художник-легенда, который в своих картинах открыл для всей России великолепные просторы Дальнего Востока. Гости мероприятия могли изучить путь художника-путешественника через его пейзажи, портреты и личные вещи.
Иван Васильевич Рыбачук - уникальный человек, который в советское время привлекал много внимания к своей личности и вызывал уважение. Он всегда находился в движении, каждое его появление где-либо было чуть ли не праздником для остальных. Влюбленный в Дальний Восток и Тихий океан, Иван Васильевич писал хоть и маленькие по размеру, но огромные по содержанию картины. Рассматривать его полотна можно очень долго, погружаясь в их атмосферу и представляя себя одним из нарисованных им героев.
Свой творческий путь Иван Васильевич начал в 40-х годах с зарисовок Владивостока. Небольшие по формату картины отличаются сдержанной цветовой гаммой, неброским мотивом и вниманием художника к деталям.
(Город Владивосток со стороны стадиона «Динамо», 1946 г.)
В конце 1940-х годов Иван Васильевич выезжает на Чукотку и с 1950-х годов осваивает новый для себя жанр-портрет. Как художника-портретиста его отличала способность найти выразительные средства, которые позволяли запечатлеть психологические особенности модели.
(Уванрульт-охотник, 1955 г.)
Вновь поражает внимание художника к деталям: как натурально нарисованы волосы, сигарета словно настоящая, не забыт и задний фон с хижиной и детьми. Взгляд мужчины, направленный вдаль, кажется то ли задумчивым, то ли печальным, но каждый посетитель сам определит для себя, что он видит во взгляде охотника.
Природа являлась важнейшим элементом картин Рыбачука. Он писал ее как среду, в которой проявляются лучшие качества человека.
(Осень. Чукотка. Там, где вечная мерзлота (Осень), 1968 г.)
По используемой палитре можно заметить, что художник противопоставляет полярный пейзаж и человеческое тепло. Очень хорошо это отражено в картине «Праздник», на которой люди нарисованы преимущественно теплыми оттенками, а природа-холодными.
(Праздник (фрагмент), 1970 г.)
Ивана Рыбачука интересовали не только жители Севера, но и коренные малочисленные народы Приморского края, поэтому он не раз выезжал в удэгейскую деревню Красный Яр, писал портреты жителей и стремился передать их национальный дух.
(Охотник Суляндзига. Удэге, 1973 г.)
На своих полотнах Иван Васильевич писал не только пейзажи и жителей деревень, в которых он бывал, но и людей, на судах которых он путешествовал-это китобои, капитаны, боцманы, судовые врачи. Художник не стремился прославить человека с помощью своих картин, а просто фиксировал то, что происходит рядом.
(Матрос с буксира, 1954 г.)
Многие картины 70-х годов Иван Рыбачук посвятил морской тематике, что неудивительно, ведь свои путешествия он совершал на различных судах.
(Новый Анадырь (пролив Анадырь), 1970-е г.)
(Краболовы, 1972 г.)
Напомним, выставка отразит не только полотна Ивана Васильевича, но его личные вещи из семейного архива. Среди таких вещей находятся фотографии самого художника, полученные им дипломы и грамоты, выписка из табеля успеваемости к диплому и многое другое. Всё это - для полного раскрытия его личности.
(На этюдах, из архива семьи художника)
Выставка продлится до 30 июля, поэтому у желающих есть много времени, чтобы самостоятельно посетить галерею, посмотреть на удивительные картины Ивана Васильевича Рыбачука и погрузиться в его виденье Дальнего Востока.