Сегодня Владимиру Высоцкому исполнилось бы 83 года. Он прожил очень короткую жизнь – 42 года. Высоцкий был таким талантливым и ярким, что оставил след навсегда. Он вошел в литературу, кино, театр, музыку, стал частью культурного кода нашей страны. Корреспонденты РИА VladNews пообщались с теми, кто знал Высоцкого при жизни и теми, кто увековечил его в граните после смерти.
Владимир Герасимович Дедовец чудом проник на концерт Высоцкого. В конце июня начале июля 1971 года в билетных кассах Владивостока творилось что-то немыслимое. Толпа осаждала небольшие окошки, иногда компания из нескольких человек поднимала товарища и пускала верхом по головам, чтобы тот взял билетов на всех. Владимир Герасимович получил свой билет достаточно просто по тем меркам. Коллега по работе заболел и перепродал свой билет.
«Народу собралось очень много и пробиться было очень сложно, потому как все стремились попасть на его концерт. Мне удалось проникнуть в зал на балкон, и я с балкона смотрел на его выступление. А дело в том, что фамилия Высоцкий звучала у всех на устах, все слушали его песни, которые были записаны на магнитофон и почти в каждой квартире, где вообще был магнитофон эти песни звучали на кухне, в комнате и в будни, и в праздники. Народу было очень много, мне пришлось стоять на балконе. Концерт всем очень понравился», - рассказывает Владимир Дедовец.
На фото: Владимир Дедовец с внучкой
Владимир Дедовец вспоминает, что никаких официальных объявлений о концертах Высоцкого во Владивостоке не было. И это правда. Тогда 30 июня 1971 году Владимир Высоцкий прибыл во Владивосток по приглашению своего приятеля Бориса Ивановича Чурилина – электромеханика с китобойной базы, у него же артист ночевал все дни своего пребывания во Владивостоке. Артист встретился с командой теплохода «Феликс Дзержинский» и дал 6 концертов (о точном количестве концертов спорят до сих пор – примечание РИА VladNews). Концерты, кстати, могли и не состояться потому что они не были запланированы, то есть на них не было разрешения. 2 июля 1971 в крайисполкоме партии решалась судьба выступлений. Вот как об этом вспоминает заведующая сектором культуры Майя Александровна Афиногенова:
«В приемной сидел паренек в кепочке. Я прошла мимо в кабинет, спросила: «А где Высоцкий?» - «Он сидит в приемной». Мы его позвали в кабинет. Давайте, мол, будем что-то решать. Начальник спрашивает: «Как же так, Владимир Семенович, у вас нет гастрольного удостоверения, утвержденного репертуара? Как нам быть?» Я-то понимала, что концерты надо разрешать. Запрещать было глупо, все моряки уже знали, что он в городе, неизвестно, что могло произойти. Я спрашиваю: «Какова ваша программа, какие песни вы поете?» Он стал перечислять. Я говорю: «Очень хорошо. Вот это все и напишите, а мы утвердим в качестве репертуарного списка - и работайте». Мы пожали друг другу руки, и я ушла. Наверное, они там написали этот список, заверили печатью. Вечером 2 июля в ДКМ было два концерта – в 19 часов и в 21 час. Я пришла на второй концерт, у меня даже сохранилось приглашение, выписанное А.Г. Белым. Мы с Белым больше всего боялись за балкон: я говорила, чтобы он следил, чтоб не набивалось туда много людей, а то балкон рухнет. Высоцкий отработал концерт отлично! Много цветов ему дарили. На сцене был совершенно другой человек, артист. Энергетика мощная! А тогда, в кабинете, обычный мужичок. Он и по городу ходил – его и не узнавал никто. Надвинул кепочку – и пошел…», - из лекции историка-краеведа и литератора Сергея Корнилова.
На следующий день о том, что в городе выступает Высоцкий, знали все. В зал было не пробиться. Выступал Высоцкий в тогдашнем ДКМ (сейчас Пушкинский театр), за вечер давали по два концерта. Многие поклонники пытались спрятаться в зале, чтобы попасть на второй концерт. Многих ловили, но у кого-то получалось схитрить. Перед началом концерта объявляли о том, что запись концерта вести запрещено, но во время выступления в зале то и дело слышались щелчки магнитофона.
Петр Чегодаев знает эту историю наизусть, как и песни и роли Высоцкого. В 2013 молодой архитектор подал заявку на участие в конкурсе на лучший проект скульптуры Владимира Высоцкого. До этого Петр не создал еще ни одной скульптуры, памятник Высоцкому был первой его работой. Тогдашний мэр Владивостока Игорь Пушкарев и главный архитектор города Анатолий Мельник просто поверили в местного талантливого парня. И не ошиблись. Наш монумент считается одним из лучших памятников Высоцкому в стране.
«Я понимал, что это же Владимир Высоцкий. Если сделаю памятник плохо, то все это увидят, ведь всем он близок, его песни отзываются у людей в душе. В меня бы просто полетели помидоры. А если я сделаю хорошо, то будет народное одобрение и любовь. Это была рисковая ставка, я действительно подходил к этой работе ответственно. Я собирал информацию, слушал песни, смотрел фильмы с его участием, документальные фильмы о нем, читал биографию, встречался с людьми, которые встречались непосредственно с Высоцким, когда он был здесь во Владивостоке», - рассказывает архитектор и скульптор Петр Чегодаев.
Высоцкий, которого мы видим в театральном сквере сейчас получился не сразу. Это был уже 4 макет памятника. До этого все изображения Высоцкого так или иначе сводились к тому, что артист стоит на пьедестале. Но Высоцкий никогда не был таким, он никогда не возвышался над народом, а был из него. Поэтому пел для него. Во время концертов во Владивостоке Высоцкий не раз спускался со сцены, ходил по залу, по рядам, общался со зрителями.
«Само место диктовало какой должна быть скульптура, плюс у тогдашнего мэра Игоря Пушкарева было четкое понимание, какие эмоции должен передавать памятник. Игорь Пушкарев, конечно, сказал, что это его давняя мечта, что он хочет, чтобы во Владивостоке появилась скульптура Высоцкого. Мы решили убрать артиста с пьедестала, не делать Высоцкого пафосным, сделать его проще, посадить его на ступени, чтобы он пел для народа и был с этим народом. Игорь Сергеевич Пушкарев предложил сделать этот памятник музыкальным, это добавило восприятия. Мы пытались сделать скульптуру не саму по себе, не авторским выражением. Мы пытались выразить дух Высоцкого, сделать скульптуру простой, без всяких границ, барьеров. Показать его человеком, который открыто относился ко всем людям, как к своим друзьям», - говорит Петр Чегодаев.
Петр Чегодаев работал над скульптурой в Красноярске в мастерской Константина Зинича. Именитый скульптор и его коллеги отнеслись снисходительно к молодому парню из Владивостока, который ваял первую в своей жизни скульптуру. Но через несколько месяцев отношение изменилось, Зиничев и его коллеги признали художественную ценность памятника. Из куска глины проступил человек, который поет так, будто у него оголены все нервы. Поет честно и во весь голос.
Андрей Вострухин один из десятков миллионов поклонников Высоцкого по всему миру. Житель приморского города Фокино не раз приезжал во Владивосток, послушать у театра Горького как поет Владимир Высоцкий. Памятник музыкальный, поэтому каждый день здесь звучат его песни.
«Будучи мальчишками школьниками мы в захлеб смотрели популярные в нашем детстве фильмы «Стрелы Робин Гуда» и «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Там Владимир Высоцкий исполнял свои песни «Баллада о борьбе», «Баллада о любви». Сами мы хотели быть похожи на этих рыцарей, на героев этих кинофильмов. Моя судьба в дальнейшем была связана с морем и поэтому мне очень нравится песня «Корабли». Конечно нравится военная тематика, песни «Сыновья уходят в бой», «Он не вернулся из боя». Выбрать тяжело, потому что песен много, все они разные, но все потрясающие», рассказывает Андрей Вострухин.
Сегодня у Андрея Вострухина дома свой небольшой музей, посвященный Владимиру Высоцкому. В одной из комнат собраны его портреты, флажки, календари, пластинки и проигрыватель. Зная любовь Андрея к Высоцкому и то, что у него есть виниловые пластинки барда, друзья подарили виниловый проигрыватель. Так началась коллекция предметов, связанных с Владимиром Высоцким.
Сегодня, 25 января, в день рождения Высоцкого монумент объединит его поклонников. В сквере театра Горького пройдет концерт. Приморские барды исполнят его песни, вспомнят роли в кино и театре, расскажут реальные истории, связанные с его приездом в Приморский край и байки из жизни одного из самых ярких российских артистов.