Замкнутое пространство, дистанционное обучение и проблемы с работой сейчас как никогда оказывают большое влияние на родителей с детьми. Клинический психолог, педагог-психолог Екатерина Слубчинская рассказала корреспонденту РИА VladNews, как сейчас обстоят дела у многих семей. Специалист также дала несколько рекомендаций, как снизить нагрузку на психику и уменьшить накал страстей, которые обострились в период перехода на дистанционное обучение.
«Важным фактором во время дистанционного обучения является реакция родителей на эти изменения. Люди не готовы к ним, и это вызывает сильный стресс», - отметила Екатерина.
Сейчас большинство не понимает, как организовать учебный процесс, так как раньше с таким не сталкивались. Дополнительно к этому, теперь именно родителям приходится заниматься изучением нового материала с детьми, а не учителям, как раньше. Сейчас педагоги скидывают новую тему и домашнее задание через мессенджеры.
«Ещё есть и другие стрессовые факторы: изменения в работе, страх подхватить вирус, финансовые потери», - сказала психолог.
Она подчеркнула, что в условиях замкнутого пространства это всё сильно влияет на каждого члена семьи и взаимодействия домочадцев. Специалист отметила, что сейчас происходит много ссор и недопониманий в семьях.
Вот несколько советов от психолога:
- Многие из подростков могут столкнуться со сложностями мотивации: самоутвердиться в классе, например, обучаясь дома, куда сложнее. Тут потребуется помощь родителей, чтобы совместно с ребёнком поставить кратковременную и достижимую цель.
- Не рекомендуется использовать всегда денежные методы поощрения, потому что они в итоге подменяют собой учебную мотивацию, а запросы у ребёнка растут. Вы же не хотите, чтобы в обмен за сданные ЕГЭ ребёнок потребовал у вас автомобиль?
- Важно ориентировать ребёнка не на оценку или денежное поощрение, а на то что нового он узнал, чему научился, что смог выполнить.
- Если даже в обмен на отличную оценку в четверти вы покупаете ребёнку обещанное, сделайте акцент на том, что он смог сосредоточиться, мобилизовать себя и обрести новые знания. «Мы купили тебе это за то, что ты старался, самостоятельно справился с заданиями и проявил ответственность. Ты молодец, мы гордимся тобой».
- Детям нужно постараться сохранить учебную атмосферу: соблюдать расписание, стараться не пропускать онлайн-уроки, участвовать в обсуждении, решать онлайн-тесты и упражнения.
- Многие психотерапевты советуют даже надевать школьную форму для создания рабочей обстановки.
- Соблюдайте режим дня. Дистанционное обучение – это не каникулы. Ребёнок может дать себе незначительные поблажки (вставать не в 7 часов, а в 8 с учётом, что экономится время на сборы и путь до школы), но в целом стоит сразу соблюдать обычный график пятидневной учебной недели.
- На время уроков стоит ограничить использование мобильных телефонов в неучебных целях. Не нужно идти в этом вопросе на конфликт, постарайтесь договориться с ребёнком о времени развлечений.
- И помните, что прежде чем полностью лишать ребёнка чего-то, нужно предложить ему альтернативу. Пусть это будет время, проведенное вместе с вами – за играми, просмотром и обсуждением фильмов, приготовлением еды, занятиями спортом.
- Не забывайте о физкультуре, рисовании, музыке. Эти предметы стоят в расписании, а ещё эти занятия помогают снять стресс и переключиться. Родители могут присоединиться к занятиям.
- Не стоит требовать от ребёнка в новых условиях слишком многого (но и не требовать совсем тоже будет ошибкой).