Предприниматели Владивостока пребывают в шоковом состоянии. Некоторые представители малого и среднего бизнеса уже находятся на грани банкротства, кто-то еще держится и ломает голову над тем, как остаться на плаву.
Корреспондент РИА VladNews поговорил с владельцами небольших компаний во Владивостоке и узнал о положении дел.
Основатель студии йоги «Yogihall» Ася Старицина:
«В данной ситуации мы все в одной лодке: и работодатель, и работник. И арендодатель, и арендатор. Мы стараемся держаться сообща: арендатор предоставил существенную скидку на арендные платежи, сотрудники студии записывают прямые эфиры для учеников на безвозмездной основе.
Мы восемь лет работаем на благо населения, должно же быть какое-то кармическое воздаяние.
Специалист фондового рынка (вчера слушала закрытую лекцию одного из крупнейших) говорит, что это самый масштабный экономический кризис за последние 50 лет».
Основатель студии красоты «Belobrova Studio» Вероника Белоброва:
«В такой ситуации я рада, что у меня настолько малый бизнес. В салоне работает всего три человека, включая меня. Когда появились новости о заболевших во Владивостоке, клиенты стали выписываться, кого-то мы переносили на другое время, кого-то нет. Однако были и такие люди, кто даже на этой неделе хотел записаться, но мы объясняли, что не работаем.
В будущем даже не знаю, как будет. Из-за ситуации с вирусом и курсом рубля у людей просто не будет денег. До лета ожидаем затишье, хотя в индустрии красоты с весны начинается самый активный сезон, но не в этом году... Уже сейчас думаем, как в дальнейшем привлекать клиентов. Однозначно придется делать какие-то акции, скидки».
Владелица магазина одежды:
«Конечно, бизнес сильно пострадал. Что делать даже и не знаю. Работники сидят без зарплаты, платить нечем. Даже страшно считать убытки. Пока ушли в онлайн, точнее в Instagram, но заказов сейчас нет вообще».
Гендиректор рекламно-производственной компании «Профил» Евгений Ширин:
«Безусловно, ситуация с короновирусом и падением курса рубля подкосила мой бизнес. Мы занимаемся производством рекламных конструкций: вывески, стенды, баннеры, полиграфия, сувениры и т.д. В период кризиса клиенты в первую очередь режут рекламные бюджеты. Если мелочевка как-то идет, то все крупные проекты в настоящее время заморожены до лучших времен.
По сути, мы страдаем вместе с нашими клиентами. Тем более, за последнее время большая доля постоянных клиентов – это именно ХоРеКа, магазины в ТЦ, которые встали, не только не зарабатывают, но и несут прямые убытки.
Сейчас в режиме максимальной экономии. Оптимизируем процессы, ресурсы. На несколько месяцев запаса прочности хватит. Дальше - увидим. На данный момент в основном ориентируюсь на госзакупки, тендеры, рассматриваю несколько альтернативных направлений. В любом случае, главное не опускать руки и не терять оптимизм».
Владелица флористической студии:
«Отразилось в работе сильно, потому что каждый день нет определенных и четких планов к действию. Засыпая, в голове разработан один план, а, просыпаясь, всё уже меняется, а порой и несколько раз на дню. Многие поставщики отказываются от заказа цветов, потому что в любой момент всем могут завязать руки, а у нас тот товар, который не полежит на полке и 30 дней. Коллектив, дабы сохранить здоровье, в принудительном порядке отправлен на карантин. Этим многие теряют команду, а это очень ценное в современном бизнесе! Многих также коснулся вопрос арендаторов, которые, к сожалению, не могут обеспечить ни арендные каникулы, ни сниженный процент. Для многих предпринимателей это как конец света».
Напомним, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморье Марина Шемилина поделилась своим видением ситуации и дала советы бизнесменам.