Согласно новому рейтингу влияния глав субъектов России, составленный АПЭК, губернатор Приморского края Олег Кожемяко в декабре поднялся с 14 на 13 строчку (по сравнению с ноябрём). Однако стоит отметить, что в последнем осеннем месяце средний балл главы нашего региона составлял 5,86, а в первом месяце зимы – 5,84, сообщает РИА VladNews.
Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук Дмитрий Орлов рассказал, что именно повлияло на позиции участников рейтинга. Среди основного: большая пресс-конференция Владимира Путина, кадровые перестановки, реализация крупных инфраструктурных проектов, а также проблемы распределения полномочий между региональными и муниципальными властями.
Федеральная политика в отношении регионов
Среди проблем, которые с большой вероятностью будут находиться в центре особого внимания федеральной власти в 2020 году, логично выделить несколько ключевых.
Во-первых, особое внимание к контролю за реализацией нацпроектов. Владимир Путин в ходе большой пресс-конференции призвал «усилить и детализировать» личную ответственность руководителей в этой сфере. Такие задачи предполагают более жесткий и регулярный контроль Центра за ситуацией - недаром президент на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам назвал неправильным подход, при котором «деньги выделены, и на этом наши федеральные коллеги в ведомствах считают отношения с коллегами в регионах завершёнными».Но решение такой задачи предполагает и вовлечение граждан на местах в осуществление функций контроля. Говоря об уровне информированности жителей о реализации нацпроектов, президент призвал не только выделить средства на информационное сопровождение таких программ, но и наладить «постоянный контакт с гражданами и общественными объединениями». Нацпроекты становятся важной составляющей новой социальной повестки, с которой выступает руководство страны, и поэтому можно ожидать масштабного усиления мер контроля за социальной сферой в 2020 году.
Во-вторых, поддержка учреждений первичного звена системы здравоохранения. Этой проблеме в декабре было уделено внимание и в ходе большой пресс-конференции президента, и на заседании Госсовета по аграрной политике, и в рамках «Разговора с Дмитрием Медведевым».
В-третьих, значимой становится повестка, связанная с празднованием 75-летнего юбилея Победы. Например, в ходе встречи президента с главами палат Федерального Собрания Валентина Матвиенко подчеркнула необходимость не только внешнеполитической, но и «домашней работы» в рамках решения этой задачи, а сам Владимир Путин отметил, что в поддержке ветеранов «эффективность многократно повышается, если каждый депутат, каждый руководитель на местном уровне, на региональном… занимается той или другой проблемой лично». Такие приоритеты предполагают более высокую степень личной ответственности муниципальных и региональных руководителей в случае любых инцидентов в данной сфере – причем касающихся не только поддержки ветеранов, но и содержания памятных мест и музейных учреждений, а также реализации образовательных программ и патриотического воспитания молодежи. Это означает более жесткую реакцию Центра в случае недоработок региональных администраций в данной сфере, но дополнительно стимулирует губернаторов и глав муниципальных образований к взаимодействию с общественными организациями и депутатами различных уровней.
В-четвертых, развитие сельских территорий.Значительная часть дискуссии в ходе декабрьского заседания Госсовета по вопросам аграрной политики и часть вопросов в ходе встречи президента с представителями общественности в Адыгее была посвящена этой теме. Для решения этого вопроса также будет логичным сочетание более жесткого контроля Центра с привлечением общественности к независимому мониторингу ситуации в данной сфере. Показательно, что в рамках заседания Госсовета обсуждалась необходимость разработать специальную программу по развитию кадрового потенциала органов местного самоуправления сельских территорий. Это вполне согласуется с прогнозом АПЭК о значительной кадровой перезагрузке на муниципальном уровне (по крайней мере, среди руководства наиболее значимых муниципальных образований), которого можно ожидать в ближайшие годы наряду с более пристальным интересом правоохранительных органов к антикоррупционной политике в сфере местного самоуправления.
В 2020 году стоит ожидать:
- новых антикоррупционных процессов в отношении влиятельных региональных и муниципальных чиновников;
- роста влияния оценок эффективности выполнения нацпроектов и организации работы медицинских учреждений первичного звена для дальнейших кадровых перспектив губернаторов;
- создания дополнительных площадок для взаимодействия региональных администраций с общественными организациями и повышения роли НКО, способных осуществлять независимый мониторинг реализации наиболее значимых государственных программ.
Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
Губернаторы, вступившие в должность по итогам Единого дня голосования-2019, используют благоприятный период для укрепления своего влияния на муниципальные органы власти. Такая политика может касаться как кадровой сферы, так и перераспределения полномочий между региональными и муниципальными администрациями.
Следствием «кадрового доминирования» становятся перестановки в руководстве муниципальных образований. Так, в декабре состоялась отставка главы Оренбурга Дмитрия Кулагина, врио главы города был назначен Владимир Ильиных -- как и губернатор региона Денис Паслер, уроженец Североуральска (в 2014-2016 годах он занимал пост мэра этого города). Это назначение можно рассматривать в рамках долгосрочного тренда на перезагрузку муниципальных элит, в том числе за счет привлечения кадров из других регионов («варягов»).
Очевидно, что в 2020-2021 годах (особенно в контексте приближения парламентских выборов) наличие опыта выстраивания эффективных каналов коммуникации с жителями будет чаще учитываться при отборе кадров для перехода на должности глав администраций, -- по крайней мере, наиболее многонаселенных или экономически значимых муниципальных образований.
Примером борьбы за перераспределение полномочий от местных к региональным администрациям является подготовка соответствующего законопроекта в Липецкой области (документ был поддержан областным Советом депутатов в декабре). Инициатива предполагает передачу на областной уровень полномочий в сфере планировки территории, землепользования, застройки, градостроительной политики, а также дорог, транспорта и теплоснабжения. Этот сюжет иллюстрирует и другую закономерность – усиления публичной критики действий региональных властей со стороны представителей местных элит в субъектах, где прошли губернаторские выборы, в интервале нескольких месяцев после завершения данных кампаний. Так, скептическую оценку законопроекту о передаче полномочий дал председатель Липецкого городского совета Игорь Тиньков.
Одной из резонансных тем, которая может привлечь внимание политического класса и федеральных СМИ, в 2020 году станут внутриэлитные взаимоотношения и кадровые перестановки в Иркутской области. С учетом сложной внутриэлитной конфигурации в регионе новым руководством области выбран осторожный подход к кадровой политике. Так, на конец декабря 2019 года остались в должности многие ключевые фигуры исполнительной власти Приангарья (включая первого вице-губернатора Владимира Дорофеева и председателя правительства Руслана Болотова). Тем не менее, учитывая позиционирование врио губернатора Игоря Кобзева в качестве жесткого антикризисного управленца, до Единого дня голосования возможны резонансные отставки местных чиновников, инициированные новой командой (возможно, уже весной 2020 года).
Рейтинг влияния глав субъектов РФ
Большая пресс-конференция Владимира Путина, кадровые перестановки, реализация крупных инфраструктурных проектов, а также проблемы распределения полномочий между региональными и муниципальными властями находятся в числе факторов, повлиявшими на позиции участников рейтинга в декабре 2019 года.
Входят в число фигурантов рейтинга врио губернатора Иркутской области Игорь Кобзев (65-е место) и врио главы Еврейской автономной области Ростислав Гольдштейн (83-е место).
Теряет позиции глава Татарстана Рустам Минниханов (перемещается с 3-го на 6-е место).Вероятно, сказываются накопленные проблемы в региональной экономике, прежде всего в нефтегазохимии и аграрном секторе, и определенно преждевременное, хотя и не демонстративное обозначение близкими к главе республики деятелями намерений Минниханова вновь выдвигаться на пост главы республики.
Укрепляются позиции губернатора Тульской области Алексея Дюмина (перемещается с 5-го на 3-е место), анонсировавшего программу реконструкции транспортной инфраструктуры региона, предполагающую, в частности, ремонт 14 мостов к 2022 году. Проект строительства нового терминала аэропорта Рощино до конца 2023 года с предполагаемым объемом инвестиций около 6 млрд рублей способствует укреплению позиций губернатора Тюменской области Александра Моора (с 6-го на 5-е место). После выделения группой банков значительных на строительство 4-го пускового комплекса Центральной кольцевой автодороги (на общую сумму около 35,8 млрд. рублей) усиливается влияние губернатора Московской области Андрея Воробьева (с 9-го на 7-е место).
Анонсирование строительства в международном аэропорту Уфы грузового терминала с объемом инвестиций для реализации проекта в размере около 1,3 млрд. рублей становится позитивным информационным поводом для главы Башкирии Радия Хабирова (с 13-го на 10-е место). Одобрение Владимиром Путиным проекта строительства мостачерез реку Лена и запуск газопровода «Сила Сибири»предопределяют усиление влияния главы Якутии Айсена Николаева (с 46-го на 43-е место). После подписания соглашения о создании в Орловской области кластера легкой промышленности укрепляются позиции губернатора региона Андрея Клычкова (с 73-го на 66-е место).
Планы выделить Ингушетии в 2020 году 1,180 млрд рублей из федерального бюджета на обеспечение жильем переселенцев из Чечни, а также перестановки в правительстве республики способствуют укреплению влияния главы региона Махмуда-Али Калиматова (с 61-го на 55-е место). Укрепляются и позиции главы Дагестана Владимира Васильева (с 11-го на 8-е место).
Предложение Минфина перенести реализацию проекта Нижегородского гидроузла для финансирования в том числе строительства терминала «Утренний» в Обской губе способствует ослаблению позиций губернатора Нижегородской области Глеба Никитина (с 7-го на 12-е места) и переходу в группу с очень сильным влиянием главы Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Артюхова (с 21-го на 19-е место). Переходит в группу с очень сильным влиянием и губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко (с 23-го на 20-е место). Покидают эту группу губернатор Белгородской области Евгений Савченко (с 17-го на 24-е место), для которого негативным информационным поводом становится взрыв бытового газа в жилом доме в поселке Яковлево; глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев (с 20-го на 23-е место) –вероятно, после заявления одного из приглашенных на пресс-конференцию Владимира Путина о нарушениях прав ветеранов и инвалидов в регионе.
Переходят в группу с сильным влиянием глава Карелии Артур Парфенчиков (с 53-го на 48-е место) и Ненецкого автономного округа Вадим Цыбульский (с 54-го на 50-е место). Сохраняется нисходящий тренд для покидающего эту группу губернатора Новосибирской области Андрея Травникова (с 49-го на 58-е место).
Инициатива о введении регионального экологического стандарта приносит дополнительные политические очки губернатору Челябинской области Алексею Текслеру (с 25-го на 21-е место). Укрепляются позиции главы Ярославской области Дмитрия Миронова (с 36-е на 29-е место), заявившего о продолжении подготовки региона к Чемпионату по волейболу 2022 года несмотря на рекомендацию WADA отказаться от проведения в России крупных спортивных соревнований.
На фоне скептических оценок местной элитой подготовленного областной администрацией законопроекта о перераспределении полномочий от муниципальных к региональным властям теряет позиции губернатор Липецкой области Игорь Артамонов (с 31-го на 36-е место). По мере приближения губернаторских выборов в Калужской области развивается нисходящий тренд для главы региона Анатолия Артамонова (с 30-го на 38-е место), ставшего фигурантом информационных волн о досрочной отставке.
Глава субъекта Российской Федерации |
Место в рейтинге |
Место в рейтинге в ноябре |
Средний балл |
Очень сильное влияние |
|||
Собянин Сергей Семёнович Мэр города Москва |
1 |
1 |
8,33 |
Кадыров Рамзан Ахматович Глава Чеченской Республики |
2 |
2 |
7,13 |
Дюмин Алексей Геннадьевич Губернатор Тульской области |
3 |
5 |
6,57 |
Беглов Александр Дмитриевич |
4 |
4 |
6,50 |
Моор Александр Викторович |
5 |
6 |
6,38 |
Минниханов Рустам Нургалиевич Президент Республики Татарстан |
6 |
3 |
6,25 |
Воробьев Андрей Юрьевич Губернатор Московской области |
7 |
9 |
6,13 |
Васильев Владимир Абдуалиевич |
8 |
11 |
6,00 |
Азаров Дмитрий Игоревич |
9 |
8 |
5,96 |
Хабиров Радий Фаритович |
10 |
13 |
5,91 |
Комарова Наталья Владимировна Губернатор Ханты-Мансийского АО – Югра |
11 |
10 |
5,88 |
Никитин Глеб Сергеевич |
12 |
7 |
5,87 |
Кожемяко Олег Николаевич |
13 |
14 |
5,84 |
Волков Владимир Дмитриевич Глава Республики Мордовия |
14 |
12 |
5,82 |
Дрозденко Александр Юрьевич Губернатор Ленинградской области |
15 |
15 |
5,79 |
Бречалов Александр Владимирович |
16 |
18 |
5,75 |
Аксёнов Сергей Валерьевич Глава Республики Крым |
17 |
19 |
5,74 |
Алиханов Антон Андреевич Губернатор Калининградской области |
18 |
16 |
5,70 |
Артюхов Дмитрий Андреевич |
19 |
21 |
5,67 |
Лимаренко Валерий Игоревич Губернатор Сахалинской области |
20 |
23 |
5,65 |
Сильное влияние |
|||
Текслер Алексей Леонидович |
21 |
25 |
5,61 |
Никитин Андрей Сергеевич Губернатор Новгородской области |
22 |
22 |
5,58 |
Кондратьев Вениамин Иванович |
23 |
20 |
5,55 |
Савченко Евгений Степанович Губернатор Белгородской области |
24 |
17 |
5,53 |
Усс Александр Викторович |
25 |
26 |
5,52 |
Куйвашев Евгений Владимирович Губернатор Свердловской области |
26 |
27 |
5,50 |
Руденя Игорь Михайлович |
27 |
24 |
5,49 |
Старовойт Роман Владимирович |
28 |
29 |
5,47 |
Миронов Дмитрий Юрьевич |
29 |
36 |
5,45 |
Илюхин Владимир Иванович Губернатор Камчатского края |
30 |
28 |
5,42 |
Кувшинников Олег Александрович Губернатор Вологодской области |
31 |
32 |
5,39 |
Воскресенский Станислав Сергеевич |
32 |
33 |
5,34 |
Развожаев Михаил Владимирович |
33 |
35 |
5,30 |
Радаев Валерий Васильевич Губернатор Саратовской области |
34 |
34 |
5,28 |
Игнатьев Михаил Васильевич Глава Чувашской Республики |
35 |
37 |
5,26 |
Артамонов Игорь Георгиевич |
36 |
31 |
5,23 |
Гусев Александр Викторович Губернатор Воронежской области |
37 |
38 |
5,20 |
Артамонов Анатолий Дмитриевич Губернатор Калужской области |
38 |
30 |
5,17 |
Морозов Сергей Иванович Губернатор Ульяновской области |
39 |
44 |
5,14 |
Цивилёв Сергей Евгеньевич Губернатор Кемеровской области |
40 |
42 |
5,11 |
Ведерников Михаил Юрьевич |
41 |
48 |
5,09 |
Островский Алексей Владимирович Губернатор Смоленской области |
42 |
40 |
5,05 |
Николаев Айсен Сергеевич |
43 |
46 |
5,03 |
Коков Казбек Валерьевич |
44 |
47 |
5,00 |
Носов Сергей Константинович |
45 |
41 |
4,95 |
Чибис Андрей Владимирович |
46 |
43 |
4,89 |
Шумков Вадим Михайлович |
47 |
39 |
4,84 |
Парфенчиков Артур Олегович Глава Республики Карелия |
48 |
53 |
4,80 |
Решетников Максим Геннадьевич Губернатор Пермского края |
49 |
45 |
4,73 |
Цыбульский Александр Витальевич |
50 |
54 |
4,69 |
Среднее влияние |
|||
Белозерцев Иван Александрович |
51 |
50 |
4,65 |
Владимиров Владимир Владимирович Губернатор Ставропольского края |
52 |
55 |
4,63 |
Бочаров Андрей Иванович Губернатор Волгоградской области |
53 |
56 |
4,61 |
Паслер Денис Владимирович |
54 |
51 |
4,58 |
Калиматов Махмуд-Али Макшарипович |
55 |
61 |
4,55 |
Бабушкин Игорь Юрьевич |
56 |
58 |
4,52 |
Копин Роман Валентинович Губернатор Чукотского АО |
57 |
62 |
4,50 |
Травников Андрей Александрович |
58 |
49 |
4,49 |
Томенко Виктор Петрович |
59 |
57 |
4,40 |
Кумпилов Мурат Каральбиевич |
60 |
59 |
4,38 |
Богомаз Александр Васильевич Губернатор Брянской области |
61 |
52 |
4,35 |
Гапликов Сергей Анатольевич Глава Республики Коми |
62 |
69 |
4,32 |
Бурков Александр Леонидович |
63 |
60 |
4,25 |
Жвачкин Сергей Анатольевич Губернатор Томской области |
64 |
65 |
4,23 |
Кобзев Игорь Иванович |
65 |
- |
4,16 |
Клычков Андрей Евгеньевич |
66 |
73 |
4,00 |
Ситников Сергей Константинович Губернатор Костромской области |
67 |
70 |
3,95 |
Голубев Василий Юрьевич Губернатор Ростовской области |
68 |
64 |
3,88 |
Темрезов Рашид Бориспиевич Глава Карачаево-Черкесской Республики |
69 |
67 |
3,86 |
Васильев Игорь Владимирович Губернатор Кировской области |
70 |
63 |
3,83 |
Любимов Николай Викторович Губернатор Рязанской области |
71 |
66 |
3,70 |
Никитин Александр Валерьевич |
72 |
74 |
3,68 |
Хорохордин Олег Леонидович |
73 |
68 |
3,63 |
Битаров Вячеслав Зелимханович Глава Республики Северная Осетия-Алания |
74 |
78 |
3,55 |
Хасиков Бату Сергеевич |
75 |
72 |
3,50 |
Орлов Василий Александрович |
76 |
76 |
3,47 |
Осипов Александр Михайлович |
77 |
75 |
3,45 |
Фургал Сергей Иванович |
78 |
77 |
3,41 |
Коновалов Валентин Олегович |
79 |
82 |
3,38 |
Кара-оол Шолбан Валерьевич Председатель Правительства Республики Тыва |
80 |
81 |
3,35 |
Цыденов Алексей Самбуевич |
81 |
79 |
3,30 |
Евстифеев Александр Александрович |
82 |
71 |
3,23 |
Гольдштейн Ростислав Эрнстович |
83 |
- |
3,20 |
Орлов Игорь Анатольевич Губернатор Архангельской области |
84 |
83 |
3,17 |
Сипягин Владимир Владимирович |
85 |
85 |
3,13 |