В декабре 2019 главный редактор РИА VladNews Мария Стеблянко по приглашению московского офиса NATO посетила штаб-квартиру Североатлантического Альянса в Бельгии.
В программу двухдневного визита входило посещение штаб-квартиры NATO в Брюсселе, а также SHAPE - Штаба Верховного главнокомандования объединённых вооружённых сил NATO в Европе, расположенном в соседнем городе Монс.
Надо отметить, что меры безопасности в гражданской штаб-квартире намного жёстче, чем в военной. Нас (группу из семи журналистов из Владивостока, Калининграда, Самары, Кемерово, Северного Кавказа, Красноярска и Хабаровска) обыскали, пропустили через рамку металлоискателя, а также попросили сдать все телефоны и гаджеты. Фото, видео и аудиосъёмка на территории штаб-квартиры строго запрещены. Тогда как в военный городок мы проехали, не выходя из автобуса, а телефоны остались при нас.
Мы провели в штаб-квартире целый день, который состоял из нескольких брифингов с представителями Альянса из разных стран, в основном департамента общественной дипломатии. Сначала нас познакомили с общей структурой NATO, бюджетом (в настоящее время 25 процентов бюджета формируют США, однако президент Трамп уже в ближайшее время хочет сократить эту долю до 15), а затем перешли к отношениям с Россией, что и явилось основной темой всех дискуссий, некоторые из которых были весьма жаркими.
Приведу основные тезисы, которые так или иначе звучали от всех спикеров (их имена и должности нельзя называть по так называемому правилу Chatham House - системы для проведения дискуссий по спорным темам, названной в честь штаб-квартиры Королевского института международных отношений Великобритании, расположенного в Chatham House, Лондон, где это правило возникло в июне 1927 года):
1. NATO хочет сотрудничать с Россией, вернуть прежние отношения, которые были до 2014 (событий на Украине) и до 2008 (вооружённого конфликта в Грузии). Однако как это сделать, в Брюсселе пока не знают. Условие, которое было названо, – вернуть Крым Украине – для России неприемлемо. Кроме того, недовольство NATO в настоящее время вызывают учения, которые мы проводим, не информируя Альянс "должным образом", что прописано в Венском документе. То, что показывают международными наблюдателям, в NATO назвали «шоу».
2. Страны, которые просятся в NATO, боятся Россию. Это основной довод чиновников в ответ на напоминание о том, что Альянс обещал не расширяться на Восток. И вообще, никаких обещаний "не брать новых членов и не размещать на их территории вооружённые силы" не было, заявили нам.
3. Россия нарушает нормы международного права. По мнению представителей Альянса, так было с Грузией в 2008 и так было при «аннексии» Крыма. Вообще слово «аннексия» звучало чаще других на всех брифингах. Отдельные представители озвучивали мнение, что Украина стала возможна после Грузии, когда NATO не отреагировала, а Россия решила, что ей всё можно. Однако один из спикеров, немец по национальности, выразил личное мнение, что Крым российский, чем сорвал наши аплодисменты. Но тут же оговорился, что официальная позиция NATO - противоположная.
4. NATO не видит в России врага. Этот тезис не соотносится с тезисом номер два, однако он транслировался чаще всего, наряду с заявлением о том, что NATO не собирается ни на кого нападать, и создана в сугубо оборонительных целях.
Много говорили о фейках, которые якобы распространяет про NATO российская пресса. В качестве примера приводилась новость о 15-летней литовской девушке, которая якобы подверглась изнасилованию со стороны немецких военнослужащих в составе контингента NATO в Литве, что не подтвердилось. Наши попытки возразить, что и в западной прессе встречаются русофобские фейки, были приняты пожиманием плечами.
Меня, как представителя Приморья, конечно, интересовало отношение NATO к сотрудничеству России и Китая. Однако этот вопрос хотя и обсуждается, но особых опасений у Альянса не вызывает. Как сказал один из представителей NATO, Китай далеко от Европы, а вот Калининградская область, например, близко.
Именно про Калининградскую область и наши границы с Европой говорили больше всего. Особенно в военной штаб-квартире SHAPE - Штабе Верховного главнокомандования объединённых вооружённых сил NATO в Европе, расположенном в соседнем городе Монс, куда мы поехали на следующий день. Это целый городок площадью около четырёх квадратных километров, где расположены дома военнослужащих и членов их семей, школы, больницы, рестораны, детские сады, кинотеатры и торговые центры. Там же находится Центр комплексного кризисного реагирования и управления операциями.
По сведениям калининградских журналистов, у NATO уже есть отработанный план захвата Калининградской области за 48 часов. Однако чиновники Альянса эту информацию не подтвердили, заявив, что такой план, напротив, есть у России, и это их пугает. Ведь, чтобы ввести куда-либо войска, NATO нужно единогласное одобрение всех 29 стран-участников Альянса (скоро к нему присоединится Северная Македония, и их станет 30), а это не быстрый процесс. То есть, если Россия захочет занять Прибалтику, по их подсчётам, нам потребуется те же двое суток, а NATO - не менее месяца. Военные много раз повторили нам, что никакой угрозы NATO для России не представляет, всё обстоит как раз наоборот.
В SHAPE нам показали слайды, на одном из которых были изображены три основных угрозы для NATO. Лично меня шокировало, что Альянс ставит так называемую "Resurgent Russia" («Возрождающаяся Россия») на одну ступень с международным терроризмом.
Обсуждался также вопрос химического и биологического оружия, которое, по словам одного из чиновников, представляет намного большую опасность, нежели традиционные виды вооружений. Разработки этого оружия и самое большое его количество, по мнению спикера, - в Северной Корее. Хотя это лишь догадки, ничем не подтвержденные, несмотря на всю мощную разведывательную сеть, о которой нам рассказали. В связи с этим, кстати, интересно выглядело заявление о том, что события на Украине стали для NATO сюрпризом. Куда смотрела разведка? На этот вопрос ответа мы не получили.
Вообще, об Украине говорили много. Сейчас эта страна имеет статус партнёра NATO (чтобы стать членом, нужно прекратить вооружённый конфликт), и на мой вопрос о преференциях Украины в этом качестве чиновники ответили, что это обучение военных и поставка оборудования. На следующий прямой вопрос, помогает ли NATO вести войну на Украине, я получила ответ «наших войск там нет».
В итоге этого крайне познавательного для меня визита, конечно, осталось больше вопросов, чем ответов. Между тем новости об отношениях Альянса и нашей страны поступают ежедневно. Так, недавно генеральный секретарь NATO Йенс Столтенберг заявил о готовности провести личную встречу с президентом РФ Владимиром Путиным для обсуждения сложностей в отношениях между Альянсом и Москвой. Параллельно сообщается, что члены Североатлантического Альянса скоро отрепетируют наступление на случай войны против России. Учения "Защитник Европы – 2020", стартующие в начале следующего года, станут самой масштабной переброской американских войск на европейский континент за последние 25 лет. Согласно сценарию, военных переправят через Атлантику в Западную Европу, а затем в Польшу и Прибалтику – "как можно ближе к российской границе".