За годы существования русский мультик успели упрекнуть в неправильных примерах поведения (Маша, по мнению психологов, слишком хулиганиста и безответственна по отношению к бедному мишке), в правительственной пропаганде (якобы под видом медведя в неокрепшие умы подрастающего поколения США и Европы внедряют положительный образ кремлевских политиков). Но аниматоры к таким заявлениям относятся с иронией и продолжают развлекать детей и взрослых, не вкладывая в свое детище ничего, кроме юмора и душевной теплоты.
В эфире программы «Кофе с ЛЕММАнадом» на радио «Лемма» Наталья Мальгина, один из режиссеров «Маши и медведя», рассказала, как создается популярное на весь YouTube шоу.
– Наталья, вы один из режиссеров мультсериала «Маша и медведь». А сколько всего режиссеров у этого проекта?
– На студии пять режиссеров. Еще один занимается спин-оффами, то есть ответвлениями сюжета. Есть художественный руководитель, который курирует сценарии, раскадровки сцен и прочее.
У нас сложилась такая система, что, когда одна серия начинает создаваться, другая уже в разгаре, третья идет к завершению, а четвертая лежит почти готовая, осталось только ее озвучить и довести картинку до ума. Иными словами, у каждого режиссера в запуске по серии, и все они в разной степени готовности. Это позволяет нам раз в месяц-полтора выдать один эпизод.
Сам эпизод создается долго. Его производство занимает от шести до восьми месяцев. Все думают, что анимация – это легко, весело и быстро. На самом деле это тяжело, долго, но очень азартно.
– Как пишутся сценарии для мультфильма?
– Мы уже работаем с готовым сценарием. Его делают заранее, потому что сценарий – это вообще самое сложное, что только может быть. Как говорил дважды оскароносный российский аниматор Константин Бронзит (премия «Оскар» за короткометражки «Уборная история – любовная история» и «Мы не можем жить без космоса». – Прим. авт.), вероятность сделать хорошее кино по хорошему сценарию – 50 на 50. Вероятность сделать хорошее кино по плохому сценарию равна нулю. Ничего не спасет.
Написание сценария – долгий и мучительный творческий процесс. Это постоянные переписки, это выбрасывание листов в корзину. Сценарист – героическая профессия. Не каждый человек способен такое выдержать. Я слышала, что авторы текстов для игрового кино жалуются: анимационные фильмы даются им гораздо сложнее.
– Как взрослым сценаристам удается быть актуальными для детей?
– В этом огромная заслуга и талант Олега Кузовкова, создателя проекта «Маша и медведь». Он вел сценарную часть на начальном этапе. Первые 25 серий написал сам. Причем параллельно вел производство, курировал режиссеров. Постепенно собрал команду единомышленников, стал делать короткие синопсисы серий, и сценарная группа делала из задумки полноценный сценарий.
– Согласно «Википедии» первая серия «Маши» появилась 7 января 2009 года. На сайте «Кинопоиск» говорится, что она вышла в 2007 году. Кто прав?
– Насколько я помню, первая серия вышла в одном из новогодних выпусков программы «Спокойной ночи, малыши» в 2009 году. Но делалась эта серия долго. Сериал с трехмерной анимацией, тем более в конце нулевых, требовал огромных финансовых и творческих вложений. Нарисовать и смоделировать дом медведя, задний фон, сделать множество фигурок главных героев, чтобы потом их анимировать, – все это сложные процессы. Я попала на проект в 2012 году, когда он уже несся на всех парах.
– Насколько дорого создать одну минуту анимационного сериала? Просто те суммы, которые мы нашли в Интернете, повергли нас в шок.
– Трехмерная анимация – очень дорогой процесс. Во-первых, это большой штат художников. Во-вторых, аренда помещений. В-третьих, дорогая лицензия на программное обеспечение. Мультики рисуются на компьютерах. На каждом установлен софт для создания трехмерной анимации. Так вот по сравнению с ценой, во сколько обходится нам этот софт, сами компьютеры стоят копейки.
Нам надо содержать ферму для рендеринга серий (создание «плоской» картинки по 3D-сцене. – Прим. авт.). Это отдельная комната, напоминающая большой холодильник. Вся эта куча компьютеров, обрабатывающих изображения, очень сильно греется. Их надо охлаждать. По сути, такой мини-завод по производству кинокадров.
Штат, повторюсь, большой. Только выпуск самого сериала – это почти 90 человек. Помимо этого есть отдел лицензирования. Если вы видите героев «Маши» на футболках, рюкзаках, шоколадках и прочих товарах – это их работа. Доход с использования наших персонажей в рекламе позволяет нам делать новые серии.
– Наталья, мы знаем, что у вас есть ребенок. Новые серии «Маши и медведя» вы и ваши коллеги тестируете на собственных детях?
– Я, конечно, таскала своему сыну какие-то наброски будущих серий, пока он еще был в соответствующей возрастной категории. Сейчас он уже подросток и интересы у него другие. Но все равно кое-что показываю, он высказывает свои пожелания и критику.
А так у нас довольно часто проходят экскурсии для детей друзей и знакомых. Естественно, показываем им рабочие материалы на стадии производства. Очень интересно наблюдать за их реакцией: где они смеются, где нет. Бывает и такое, что там, где мы ожидали бурный смех, стоит тишина. Для нас это ужасная ситуация. Думаем, как исправить такие моменты.
– Говорят, что деревня, показанная в сериале «Маша и медведь», имеет реальный прототип. Якобы нашли похожее село в Тюменской области. Это действительно так?
– Мы для себя решили, что эта деревня находится где-то в районе Южного Урала. Но конкретного прототипа у нее, конечно, нет. Просто некий обобщенный образ российской глубинки.
– Несколько вопросов про YouTube-канал «Маша и медведь». Сегодня у него больше 27 миллионов подписчиков и больше 60 миллиардов просмотров за все время. Когда все это начиналось, вы рассчитывали на такую популярность?
– Первые серии мультфильма выходили не на собственном канале, а на стороннем канале-агрегаторе. Когда с ними заключался договор, никто даже не догадывался, что YouTube вскоре станет огромной самостоятельной платформой и составит конкуренцию телевидению. И никто не воспринимал его как стабильный источник дохода.
Потом уже началась монетизация, сделали собственный канал на этом сервисе. Приятно, конечно, когда твои серии смотрят миллионы людей.
– Я правильно понимаю, что мультсериал вошел в Книгу рекордов Гиннесса?
– Да, благодаря серии «Маша плюс каша», которая набрала более 4 миллиардов просмотров. С ней мы вошли в мировой топ YouTube.
– Чьими голосами говорят герои?
– Медведь – это наш звукооператор Борис Кутневич, который работает на проекте с первого эпизода. Он часто работает из дому. Один раз рассказывал, как озвучивал момент из мультфильма: медведь падал куда-то и нужен был дикий вопль. Он постарался, проревел в микрофон. А потом к нему подошла дочка – вся зареванная. Папа, говорит, что с тобой случилось? Почему ты так страшно кричишь? Услышала, как он записывает крик, испугалась и пришла проверить, все ли с отцом в порядке.
Все шумы, хруст снега, звон посуды и так далее – все это Борис сводит в единое целое, чтобы музыка не глушила реплики, чтобы не было сторонних шумов. Такой человек-оркестр.
– Правда, что Машу озвучивали две девочки?
– Самая первая Маша – Алина Кукушкина. Невероятная актриса со звонким детским голосом, с необходимой прозрачностью и своеобразной хулиганистостью. Она идеально попала в персонаж. На ней очень много было построено. К концу второго сезона, к 52-й серии, она, конечно, выросла и уже не могла озвучивать Машу. Олег Кузовков заранее записал ее реплики на весь второй сезон.
В третьем сезоне у нас появилась Варя Саранцева из ансамбля «Непоседы». Сейчас готовимся к четвертому сезону. У нас опять новая актриса. Третья Маша на подходе.
– Читал, что Алина никуда не ушла?
– Алину мы не отпустили – она помогала Варе интонировать, наговаривала реплики, и Варя за ней повторяла. Алина – наша путеводная звезда. Мы до сих пор используем ее смех. Она нам очень сильно помогает.
В одном из эпизодов она озвучивала взрослую сестру Маши. Надо сказать, что Алина сыграла полную противоположность первоначальному образу. Сестра Маши – строгая, аккуратная девушка, у которой все по полочкам. Естественно, Маша первым делом толкнула ее в лужу. Естественно, случайно. Дальше они в одинаковых нарядах ходят и разыгрывают комедию положений. Серия называется «Двое на одного».
– Детский контент в YouTube очень популярен, но иногда его качество просто удивляет. Например, есть много видеороликов, на которых дети просто играют с игрушечными грузовиками. И они набирают миллионы просмотров. Становится обидно за ваш цех: вы создаете качественный продукт, полгода трудитесь над одной серией. А кто-то просто на камеру поиграл в машинки и собрал кучу просмотров. Нет досады?
– Что поделать. Если кто-то это смотрит, значит, это кому-то надо. Тут свобода выбора смотрящего. Чего нам сокрушаться? У нас свой зритель есть. И это хорошо.
– «Маша и медведь» впервые вышли на китайский рынок. Вас будут показывать в Китае?
– На первом этаже у нас висит карта «захвата мира». На ней мы закрашиваем фуксией – в цвет Машкиного сарафана – все страны, где транслируется «Маша и медведь». До недавнего времени на карте было два больших белых пятна – Китай и Папуа – Новая Гвинея. Выход на китайский рынок – это большая победа нашего лицензионного отдела. Потому что пробраться туда очень и очень сложно. У них регулирование ведется на правительственном уровне. И 25 января – в китайский Новый год – у нас начнется трансляция в Поднебесной.
– В СМИ некоторые психологи утверждали, что «Маша и медведь» транслирует неправильную модель поведения. Якобы ребенок насмотрится таких мультфильмов и вырастет капризным.
– Периодически какие-то волны недовольства поднимаются. Но я считаю, что вот есть анекдотические «британские ученые», а теперь появились еще и «британские психологи».
Знаете, детей воспитывают родители, а не мультики. Странно это все – переносить воспитательные функции на анимацию. Анимация не воспитывает, а развлекает. Когда вы усталый приходите с работы домой, включаете телевизор или компьютер, что вы ищете в первую очередь? Накидываетесь на образовательный и воспитательный контент? Или все-таки ищете что-то расслабляющее, смешное, интересное?
Пусть ребенок воспитывается родителями. Если его еще и мультфильмы будут воспитывать, то когда же отдыхать?
– Есть еще одна интересная история про «Машу и медведя». Британский канал BBC выдал новость, что мультсериал «Маша и медведь» – пропаганда Кремля. Даже привел слова какого-то профессора, который рассказал британским зрителям: Маша – это замаскированный Путин. Она такая же напористая и решительная. И что мультфильм – это мягкая политическая пропаганда.
– Еще одним «британским специалистом по всем вопросам» стало больше. На мой взгляд, кто-то просто получил популярность за наш счет. Сказал что-то про наш мультфильм, и его сразу все процитировали. А кто его знал до этого?
Все, кто у нас работает, любят свое дело. Мы никаких политических посланий, прямых или завуалированных, не вкладываем. Просто стараемся делать интересное кино для детей и их родителей. И у нас это получается.
Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ, газета "Владивосток"