Работников 322-го Авиационного ремонтного завода в селе Воздвиженка перевели на двухдневную рабочую неделю. Отметим, что это предприятие единственное на всём Дальнем Востоке, где ремонтируют самолёты и вертолёты государственной и гражданской авиации. Причиной такого решения стало несоблюдение сроков контрактования гособоронзаказа, задержки авансирования и оплаты уже выполненных работ, сообщает РИА VladNews со ссылкой на пресс-службу Федерации профсоюзов Приморья.
52 работника завода не согласны с таким решением и решили уволиться. В целом, с января по август с предприятия ушёл 181 человек: часть из них сократили, но большая часть ушла сама, так как им надоели задержки с выплатами зарплат.
«Завод несёт невосполнимые кадровые потери. Уходят и опытные работники, и молодёжь. Отсутствие специализированных учебных заведений в непосредственной близости от предприятия не позволяет нам в короткие сроки восполнить эти потери», - заявил председатель профорганизации «322 АРЗ» Максим Жилкин.
На сегодняшний день в штате осталось 582 человека. Для обеспечения их занятостью и зарплатой в 2020 году предприятие должно получить на ремонт не менее восьми самолётов. Сейчас же есть заказ на четыре единицы авиатехники. Из-за этого 331 работника (более 50% коллектива) могут сократить.
Профлидер предприятия Максим Жилкин бьёт тревогу с начала года.
«В марте этого года, когда из-за уменьшения объёма производства работников перевели на трёхдневную рабочую неделю, по нашему обращению отраслевой профсоюз ходатайствовал перед Главнокомандующим Воздушно-космическими Силами России об оказании содействия в загрузке нашего предприятия», - рассказал он.
Однако тот ответил, что выбор исполнителя по гособоронзаказу вне его компетенции. Главным исполнителем работ по контракту является «Объединенная авиастроительная корпорация» (ПАО «ОАК»).
Там, в свою очередь, указали на отставание «322 АРЗ» от производственного графика по выпуску продукции и рекомендовали «максимально сосредоточить усилия на обеспечении ритмичности выпуска готовой продукции и документального закрытия работ».
При этом в официальном ответе корпорации ничего не говорится о невыполнении ПАО «ОАК» своих собственных обязательств. Именно это и подкосило 322-й авиаремонтный завод.
Авансы по текущему контракту не поступили, хотя сроки оплаты уже давно подошли. Из-за этого с января по март текущего года заплаты выплачивались из собственных средств завода, которые должны были пойти на ремонт новых типов самолётов, модернизацию оборудования, покупку запчастей.
Деньги за март заводчанам перечислили только 29 апреля, и то, после озвучивания проблемы председателем профорганизации завода на Координационном совете ПАО «ОАК» и профсоюза «Профавиа» в Москве.
«Уже тогда я говорил о том, чем чреваты задержка авансирования, а также несвоевременное заключение ГОЗ 219 между Минобороны и ПАО "ОАК". Контракт был подписан лишь в апреле 2019 года, в то время как производство отдельных узлов и агрегатов у поставщиков занимает 6-9 месяцев с момента оплаты! Поэтому причина нашего отставания в выполнении заказа – не в низкой производительности труда работников (у нас работают высококвалифицированные специалисты) и не в бездействии руководства, а в позднем подписании контракта с заводом и нарушении сроков авансирования заказа», - подчеркнул Максим Жилкин.
Заводы вынуждены подписывать контракты задним числом, в итоге получается невыполнение заказа в сроки.
После заседания Координационного совета Управляющая компания ПАО «Сухой» перевела заводу сумму, которая соответствовала месячному зарплатному фонду предприятия, но никак не покрывала всю задолженность со стороны заказчика. Не последовало стабильного авансирования работы и дальше, из-за чего задержки выплат заработной платы повторялись ещё дважды – в мае и июне.
Отмечается, что работники готовы трудиться в две смены. Например, в 2017 году завод выпустил и передал заказчику 17 единиц самолётов. Но теперь заказ сокращён, работы нет. А ведь от стабильности предприятия зависит и жизнь в селе Воздвиженка и некоторых территорий Уссурийска. Максим Жилкин отметил, что часть работ здесь выполняют смежники, а значит эта ситуация отразится и на них.
В ФППК подчеркнули, что ситуация с сокращением численности и штата работников из-за проблем с получением гособоронзаказа в авиапромышленности Дальнего Востока касается не только 322-го авиаремонтного завода. Подобные проблемы есть и в Арсеньеве в компании «Прогресс» (там сокращают штат и урезают соцрасходы, в итоге семьи уезжают в другие регионы).
«Надеемся, что политика ПАО "ОАК" и ПАО "Вертолёты России" по отношению к предприятиям оборонно-промышленного комплекса Приморья изменится и будет в полной мере отвечать посылам президента и правительства о развитии Дальнего Востока, привлечении и сохранении квалифицированных специалистов», - говорят в профкоме завода.
ФППК готовит обращение к губернатору Приморья и председателю ФНПР о помощи.