Мосгорсуд на этой неделе рассматривает апелляции по двум резонансным делам – актёра Павла Устинова и экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарёва. При всей непохожести этих дел и персонажей объединяет исходно обстоятельство: Фемида приняла крайне жёсткие решения там, где можно было бы ограничиться менее суровыми вердиктами, сообщает РИА VladNews со ссылкой на «Новые известия».
30 октября Мосгорсуд отменил решение Тверского суда и назначил Устинову наказание, не связанное с лишением свободы. Тем не менее, проблема несоизмеримости наказания и преступления остаётся.
Здесь, к примеру, можно вспомнить знаменитую Евгению Васильеву, фигурантку дела «Оборонсервиса». Обвинённая в мошенничестве в особо крупном размере (а это до десяти лет тюрьмы), она была приговорена к пяти годам колонии. Вот только непосредственно за решёткой женщина, два с половиной года до решения суда пребывавшая в относительно комфортных условиях домашнего ареста, провела лишь 21 день, да и вышла оттуда по УДО.
Полярный пример – экс-мэр Владивостока Игорь Пушкарёв. По обвинению во взятке, подкупе и превышении полномочий он решением Тверского райсуда отправлен в колонию строгого режима на 15 лет. Между тем, как следует из апелляционной жалобы адвокатов осуждённого, инстанция не учла множество доказательств невиновности градоначальника. Ни показания свидетелей, ни заключения экспертов судом во внимание приняты не были. Ровно так же, как и видео неправомочного задержания Устинова.
Но и с доводами стороны обвинения всё неоднозначно. По сути, следствие за неимением прямых доказательств просто интерпретировало совмещение Пушкарёвым постов мэра и руководителя группы «Востокцемент» как взятку, подкуп и злоупотребление служебным положением. Хотя речь может идти разве что о незаконном предпринимательстве. Так что беспрецедентный вердикт был основан исключительно на и предположениях.
Кстати, адвокаты Пушкарёва на это указывают вполне открыто.
«Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, если в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления доказана. Обвинительный приговор должен быть постановлен на достоверных доказательствах, когда по делу исследованы все возникшие версии, а имеющиеся противоречия выяснены и оценены», - говорится в жалобе.
Тем более странно, что человеку дают 15 лет, руководствуясь исключительно интерпретациями. Чтобы понять абсурдность ситуации, можно прибегнуть к следующим сравнениям. Буквально на днях в Брянске на 11 лет был осуждён мужчина, убивший человека из-за спора о двух червонцах. В Иркутске изувер был наказан десятью годами за убийство многодетной матери. В Ухте брат зарубил топором брата и отправился в колонию на девять лет. Следствие так и не доказало, что Пушкарёв нанёс ущерб своими действиями, но он всё равно получил больший срок, чем перечисленные головорезы.
Мосгорсуд рассмотрит жалобу на приговор Пушкарёву 3 октября. Стоит ли экс-мэру ждать облегчения участи? Наблюдатели указывают на то, что наше правосудие взяло курс на гуманизацию. Хорошо бы оно заодно внимательно отнеслось к соизмеримости преступления и наказания. Резонанс вокруг дела Устинова показывает, что общество ждёт от фемиды справедливых решений. И их надо принимать.