Бизнес и власть – близнецы-братья. Подавляющее большинство деловых людей считаются весьма эффективными управленцами. И всё для «капиталистов на госслужбе» складывается хорошо, пока они не начинают путать свой карман с государственным. Причём, речь не только о воровстве и взяточничестве. Это правило работает и в обратном порядке. Например, Мосгорсуд сейчас рассматривает апелляцию бывшего мэра Владивостока Игоря Пушкарёва, который фактически на деньги подконтрольной ему компании «Востокцемент» строил в городе дороги к саммиту АТЭС, сообщает РИА VladNews со ссылкой на газету «Комсомольская Правда – Владивосток».
Отдать долги обществу
Формально при переходе во власть предприниматель обязан избавиться от всех коммерческих активов. Но обычно продолжает управлять предприятием – через жену и других ближайших родственников.
«Эта практика широко распространена. Нормальное явление как для России, так и в мире, - поделился наблюдениями Даниил Ермилов, руководитель Российской ассоциации политконсультантов в ДФО. - В России очень много бизнеса завязано на власть. Многие предприниматели, достигнув определенного уровня, понимают, что им нужно сделать две вещи. Первая – помочь своему бизнесу расширить его, защитить его. И второе – отдать долги обществу».
Как? Ещё в суде первой инстанции свидетели говорили, что занимая должность мэра Владивостока Игорь Пушкарёв по-прежнему принимал ключевые решения в «Востокцементе», которым формально руководил его брат. Да, «Востокцемент» принимал участие в строительстве многих объектов во Владивостоке. Но от сотрудничества компания лишь теряла. Согласно оценке гендиректора по экономике и финансам холдинга Жанны Бевзы, убытки составили 1,45 миллиарда рублей «в результате прощения задолженности муниципальному предприятию в размере 962 миллионов рублей, налогов, уплаченных с этой суммы и других факторов».
«Пушкарёв считал Владивосток своим бизнес-проектом. Не хватало бюджетных денег на строительство дорог? Готов был строить на свои. И за это пострадал. У нас не принято, чтобы чиновники помогали муниципалитетам на свои деньги», - заметил Даниил Ермилов.
Сразу после ареста Игоря Пушкарёва этапировали в Москву.
Альтернативный центр силы
Политолог Сергей Гребенюк обращает внимание, что совмещение работы во власти и влияние на деятельность подконтрольных предприятий в России наказывается чрезвычайно редко. Причём, чем дальше от Москвы, тем больше на это смотрят сквозь пальцы.
Почему же наказали Пушкарёва?
«Многие эксперты рассматривают дело Пушкарёва как политически мотивированное, - отметил Сергей Гребенюк, - где реальная подоплёка его ареста связаны не с его преступлением, которое вне зависимости от трактовки – незаконное предпринимательство или взятка, он совершал, а с его попытками стать альтернативным центром силы в регионе. Противопоставлял себя губернатору. Пытался вести избирательные компании, альтернативные тем, что вёл внутриполитический краевой блок. Формировал вокруг себя и продвигал определенных депутатов представительных органов».
«Вплоть до реабилитации»
Бизнесмены во власти показывают себя как достаточно эффективные управленцы. Но избавиться от своей предпринимательской сути не могут. Что оборачивается рисками, о которых мы уже говорили. На кого тогда делать ставку властям – на людей, которые не имею за плечами никакого багажа?
«Я предпочитаю третий выбор. Чтобы во власть шли профессиональные политики и управленцы в зависимости от того, выборная это должность или откровенно бюрократическая», - сообщил Сергей Гребенюк.
3 октября Мосгорсуд приступит к рассмотрению апелляции дела Игоря Пушкарёва по существу. Эксперты отмечают ряд нестыковок, которые теоретически могут снизить срок заключения под стражей с нынешних 15 лет. А, возможно, и отменить решение суда первой инстанции. В противном случае следует признать, что у Игоря Пушкарёва были разные интересы как у мэра и фактического владельца холдинга, так как с точки зрения обвинения он платил сам себе взятки из своего же кармана.
«Допускаю послабление в деле Пушкарёва, вплоть до его полной реабилитации, признания его незаконно задержанным. Освобождение и принесение извинений, так скажем, - предположил Даниил Ермилов. - Надеюсь, что Пушкарёв будет услышан. Это был лучший мэр Владивостока – у меня есть, с чем сравнивать».