Стоит один раз заглянуть за кулисы театра и увидеть его изнанку, как вся романтика, с которой принято его отождествлять, исчезает. Ведь для того, чтобы создать на сцене сказку, десятки людей прилагают огромные усилия, как физические, так и моральные. Зритель должен поверить в сказку и остаться под приятным впечатлением от увиденного. Ради этой цели театралы готовы на многое.
На Приморской сцене Мариинского театра, как и любого другого, работают люди самых разнообразных профессий: бутафоры, гримёры, художники по свету, хореографы. Люди, которые являются непосредственными создателями «картинки», обычно остаются за кадром.
Марина Пономарёва работает костюмером в театре уже около пяти лет. Это неотъемлемая часть ее жизни. В интервью РИА VladNews опытный костюмер рассказала про особенности своей работы.
- Марина, расскажите, как вы стали костюмером?
- По образованию я портной. В 17 лет сразу после школы я пошла работать на швейную фабрику, потом отшивала индивидуальные заказы. Спустя три года я переехала из Алтая во Владивосток, тоже работала в этой сфере… Потом замужество, дети.
В театр я устроилась через год после его открытия, прошла собеседование, и меня взяли.
Сейчас нас всего 15 человек. Мы распределены на женскую и мужскую оперу, женский и мужской балет. Я работаю, в основном, с женской оперой.
Сначала я была в шоке от этой работы. Вечная суета. Но сейчас я уже без этого не могу, это часть моей жизни.
Фото предоставлено пресс-службой Приморской сцены Мариинского театра. Автор — Геннадий Шишки
- Что входит в ваши обязанности?
- У многих представление о работе костюмера совершенно неправильное. Во-первых, это очень тяжелый физический и моральный труд.
Приходим мы за четыре часа до спектакля. У нас есть огромный склад для костюмов, из него мы берём необходимые на сегодня, вешаем на вешала и катим в грузовой лифт. Костюмы для оперы очень тяжелые, например, в опере «Макбет» один костюм весит около 16 килограммов, так что про физический труд я не шучу. Поэтому мы в хорошей физической форме и без фитнес-клуба.
Фото предоставлено пресс-службой Приморской сцены Мариинского театра. Автор — Геннадий Шишкин
- А как артисты выступают в таких тяжелых костюмах?
- Иногда очень жарко, приходят мокрые, но всё терпят. За кулисами мы их салфеточками обтираем.
- Кстати, я видела этот склад. Там столько костюмов! Как же вы в них ориентируетесь?
- Каждый наряд подписан – какому артисту принадлежит и к какой постановке относится. Но так как я уже все костюмы знаю наизусть, могу легко сказать, чей он и из какой оперы.
Отмечу, что всё отшивается в Мариинском театре в Санкт-Петербурге по историческому крою, то есть шьют так, как шили, например, в 18 или 19 веке. В нашей Мариинке есть небольшой швейный цех, они делают как доработки: ушить, расшить что-то, так и полноценные костюмы, если необходимо.
Фото предоставлено пресс-службой Приморской сцены Мариинского театра. Автор — Геннадий Шишкин
Климат-контроль есть на этом складе?
- Да, здесь поддерживается определённая температура, есть вентиляция. Регулярно проводится уборка, мы сами следим за цехом, моем, накрываем.
- Так, отобрали костюмы для оперы, что дальше?
- А дальше прикатываем вешала в гримерку и начинаем их готовить к выходу. Утюжить, отпаривать. Например, наша команда из трёх человек одевает 35 артистов, у каждого за спектакль по два-три переодевания, а это означает, что в общем мы должны подготовить более 100 костюмов.
Многие мечтают о такой работе, но они не представляют, насколько она сложна. У нас и режим необычный. Домой приходим в 11-12 ночи, ложимся в 1-2, а просыпаемся в 10-11 утра. Не каждая молодая девушка выдержит, тем более, если она замужем. У нас работают в основном взрослые женщины, у которых дети уже самостоятельные.
Фото предоставлено пресс-службой Приморской сцены Мариинского театра. Автор — Геннадий Шишки
- Вы видели весь репертуар театра?
- К сожалению, нет. Всё увидеть не можем из-за работы. Когда идёт генеральная репетиция, мы можем из зала посмотреть. Но когда идут переодевания, я должна бежать и переодевать артистов.
- Наверняка у вас было много курьезных случаев. Расскажите какие-нибудь.
- Да, их, конечно, очень много было.
Ещё давно, когда я не знала весь реквизит оперы «Макбет», мы в третьем акте практически в кромешной тьме и очень быстро переодевали хор, и одна женщина вышла со сцены с куклой трупа ребенка и положила около костюмов, и когда я увидела эту куклу, то очень сильно испугалась.
С переодеваниями тоже были инциденты. Вроде все костюмы приготовлены для каждого, подписаны, но стоит на секунду отвернуться, как может произойти переполох – один вышел со сцены, взял чужой костюм, другой артист приходит, а костюма нет, приходится экстренно что-то придумывать.
На премьере балета «Щелкунчик» с одним из детей, который играл мышонка, приключилась смешная история. Это было как раз в тот раз, когда я помогла одеть всех детишек, и мне разрешили посмотреть постановку из зала. И вот я вижу, как один из мышат наступает другому на хвост и с него спадают шорты. Я в шоке была. Но мальчик не растерялся, выпрыгнул из них и играл дальше. Хорошо под этими шортиками были комбинезоны, поэтому никто ничего и не заметил.
Фото предоставлено пресс-службой Приморской сцены Мариинского театра. Автор — Геннадий Шишки
- Какие чувства вы испытываете, когда проходит премьера оперы, и вы осознаете, что являетесь частью этой грандиозной работы?
- Я горда, что тоже приложила к этому руку. Потому что это колоссальный труд. Костюмы, конечно, отшивают по размерам, но иногда нужно много переделывать, потому что кто-то поправился или похудел, мы же женщины. За всем этим нужно следить.
- У вас есть любимый спектакль?
- Самый любимый – это тот, в котором артист на себя надел один костюм за спектакль (смеётся).
Софья Ночвина