#ТюлениНеКолбаса: приморский эксперт – о промысле тюленей

Владимир Раков прокомментировал новую волну экологических протестов

11:07, 9 апреля 2019 Общество
thumb_324989_news_xxxl.jpeg
Фото: change.org

Информацию о производстве колбасы из тюленей, против которой выступают жители Магаданской области, прокомментировал корреспонденту РИА VladNews главный научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН, доктор биологических наук, профессор двух университетов: ДВФУ, кафедры биоразнообразия и морских биоресурсов, и Дальрыбвтуза, кафедры водных биоресурсов и аквакультуры Владимир Раков.

Напомним, жители Магаданской области выступили против производства колбасы из тюленей. Петицию, адресованную президенту РФ Владимиру Путину, Минприроды России и Росрыболовству, подписали уже почти 100 тысяч человек. В документе отмечается, что во всём мире идёт сворачивание тюленьего промысла. Ранее индивидуальный предприниматель на Колыме при поддержке местного правительства решил запустить производство колбасы, тушёнки и других продуктов питания из дальневосточных тюленей.

Владимир Раков отметил, что это сложная тема, так как в петиции неравнодушных жителей речь идёт не о конкретных видах тюленей, а обо всех сразу, причём из двух разных семейств.

«Это всё равно, что, например, рассуждать,  можно ли из лососеобразных рыб делать консервы и колбасу, тогда как к ним относятся, кроме лососей, ещё и сиговые, хариусовые и щуковые рыбы», - пояснил эксперт.

Учёный рассказал, что в дальневосточных морях есть три вида ушастых тюленей: сивуч, северный морской лев и северный морской котик и пять видов настоящих тюленей: ларга, антур, лахтак, крылатка и акиба. Ещё есть тюлени на севере европейской части России и в озере Байкал. Кроме того, существуют моржи, которые тоже относятся к ластоногим. Всего в России около 20 видов таких животных, некоторые из которых занесены в Красные книги, и об их промысле не может быть и речи.

«Есть также виды, которые в Красные книги не занесены, но имеют низкую численность и встречаются небольшими локальными популяциями (например, морской лев имеет три популяции: Командоры, южные Курилы и южный Сахалин), промысел которых также практически невозможен. Обыкновенный или островной тюлень (антур) – обитает только на Курилах, занесён в Красную книгу», - поделился Владимир Раков.

Поэтому, предположил учёный, в петиции говорится не о тюленьем промысле в целом, а только о тех видах, которые имеют широкую численность и в настоящее время относятся к водным биоресурсам, а значит, их промысел не запрещён. Наоборот, добыча может осуществляться в разрешенных количествах на основе научно определённых цифр ОДУ (общий допустимый улов).

Так, к ним относятся только четыре вида тюленей: акиба, крылатка, ларга и лахтак. Однако, подчеркнул доктор биологических наук, что их ловля разрешена только там, где у них стабильно высокая численность.

«Например, ларга и лахтах живут у берегов Приморья, но здесь их промысел запрещён. А в заливе Петра Великого они обитают в основном на акваториях Дальневосточного государственного морского заповедника, и на акваториях морских памятников природы, то есть под надзором и охраной, где им ничто не угрожает. В местах, где разрешён промысел этих тюленей, добывающим организациям выдаётся разрешительный билет, в котором строго оговаривается – когда, где, сколько и каких тюленей можно заготовить, какими орудиями и под чьим контролем», - пояснил учёный.

Он добавил, что во время заготовки тюленей присутствуют специалисты Федерального агентства по рыболовству и учёные, которые собирают научную информацию, так как другого способа сбора научной информации не существует. Стоит отметить, что даже если запретят отлавливать тюленей в промышленных целях, то никто не запретит отлавливать животных для научных целей.

Также Владимир Раков рассказал о допустимых объёмах промысла для Дальнего Востока на 2018 год. Так, было разрешено к вылову: 495,8 тонн акибов, 311 тонн крылаток, 608,7 тонн ларг и 1,2 тысяч тонн лахтак. Он отметил, что объём вылова животных снижается несколько последних лет.

«В головах в 2018 года это будет 27970 особей. Много это или мало – трудно судить, так как от общей численности это составляет только несколько процентов, а вылавливают не весь разрешенный объём», - сказал Раков.

Специалист подчеркнул, что сейчас 44 добываемых видам тюленей ничего не грозит, так как они находятся под контролем учёных. Кроме того, их добыча, по словам учёного, ничем не отличается от охоты на кабанов в России.

«О необходимости промысла тюленей также судить сложно, так как их промысел существует многие тысячелетия, и благодаря ему существовали на северных морских побережьях целые народы и народности (чукчи, коряки, алеуты, нивхи, айны и другие). Животные обеспечивали их пищей, шкурами, жиром и многим другим. Если в наше время все эти потребности действительно и полностью заменены на завозимые на север и острова аналогичными продуктами питания, одежды, то можно, конечно, и запретить тюлений промысел. Однако в действительности снабжение всех стойбищ северян всем необходимым до сих пор не отлажено. Существующий "северный завоз" очень дорого обходится, и, очевидно, что так просто ввести запрет, например со следующего года, сделать невозможно. Скорее всего, это будет происходить постепенно, на что потребуются десятки лет, если мы хотим, чтобы люди с севера не уезжали, и численность населения там росла», - пояснил Владимир Раков.

В конце эксперт отметил, что колбаса, тушёнка и другие способы заготовки тюленьего мяса не являются основанием для увеличения квот вылова или добычи этих животных.

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!