Прима Приморской сцены Мариинского театра: У нас жёсткая конкуренция

Балерина Анна Самострелова – в интервью РИА VladNews

15:13, 1 апреля 2019 Интервью
QP1A5635.jpg
Фото: предоставлено пресс-службой Приморской сцены Мариинского театра. Автор — Геннадий Шишкин

Мир балета загадочен и прекрасен. Нежные и невесомые артисты показывают на сцене чудеса пластики и поразительное чувство ритма. Об изнанке балета ходит множество «страшилок»: про жесткие диеты и мучения балерин, их аскетичный образ жизни и невероятную конкуренцию, которая даже может закончиться трагедией. В интервью РИА VladNews ведущая солистка Приморской сцены Мариинского театра Анна Самострелова, приехавшая во Владивосток почти два года назад, развеяла мифы про балерин и рассказала о своей карьере.

- Анна, расскажите, кто привёл вас в балет и почему вы решили посвятить ему жизнь?

- Привели меня в балет обстоятельства и желание танцевать на сцене. Всё началось с самодеятельного кружка в детском саду, я думаю, многие дети в такой ходили. Дома я всегда устраивала какие-то спектакли. В школе пошла в танцевальный кружок, потом поступила в училище. На самом деле ощущения, что я хочу стать балериной, никогда не было. Всё это шло по накатанной, и потом уже случилось так, что я втянулась в этот процесс, а из него выйти очень сложно. Также не могу сказать, что это было желание мамы или папы. Всё было обоюдно: и я, и они были не против.

- Во время спектакля вы чувствуете, какое у зрителя настроение? Обращаете ли внимание на то, какая публика?

- Да, настроение всегда чувствуется. Внимание на публику особо не обращаю, но настрой ощущается. Понятно, когда зритель заинтересован, а когда скучает.

Фото предоставлено пресс-службой Приморской сцены Мариинского театра. Автор — Геннадий Шишкин

- Из многообразия ролей, какая самая любимая или запоминающаяся?

- Запоминающийся момент у меня произошел с балетом «Ромео и Джульетта». Так вышло, что некому было танцевать, и я за неделю выучила этот балет. Он достаточно объёмный по материалу, много танцев, мизансцен. Мне в помощь пригласили балерину из Мариинского театра Майю Думченко, и вот мы с ней очень быстро всё выучили. Наша труппа с этим балетом ехала в Париж, я станцевала, и знаете, это непередаваемое впечатление. В этой экстренной ситуации я мобилизовала все свои силы, характер, и всё получилось даже лучше, чем если бы я долго готовилась к этому спектаклю.

А так, не могу сказать, что есть самый любимый балет или самая любима роль. Они все по-своему прекрасны и любимы. Просто есть более сложные роли в техническом плане, а где-то больше раскрываешься драматически. Что-то идёт легче, что-то сложнее. Перебороть себя в какой-то партии бывает очень сложно.

- Какие роли вам легче играть? Злого героя или доброго?

- Интересно всегда играть такого персонажа, который противопоставлен твоей реальной личности. Например, по натуре ты спокойный человек, а на сцене можешь перевоплотиться. Вообще отрицательного героя всегда сложнее играть, чем положительного.

Фото предоставлено пресс-службой Приморской сцены Мариинского театра. Автор — Геннадий Шишкин

- В каких спектаклях хотелось бы сыграть в дальнейшем?

- Конечно, есть спектакли, которые хотелось бы станцевать. Скоро на Приморской сцене Мариинского театра будем показывать балет «Дон Кихот» – очень яркий спектакль, в нём много сольных партий и в каждой можно по-своему открыться. Еще хотелось бы сыграть в современных постановках, чтобы можно было себя по-другому почувствовать на сцене. Потому что в классике ты находишься в рамках, а в современной постановке можно чувствовать себя более свободно. Хотя, безусловно, сложно перестроиться, когда ты все время танцуешь классику.

- Случались ли на сцене непредвиденные моменты или курьезные моменты?

- Такие моменты всегда быстро проходят на сцене, а только потом ты осознаешь, что произошло. Расскажу про случай в театре Константина Тачкина в Петербурге. Мы записывали балет «Баядерка» и были приглашены артисты из Большого театра, Мариинского театра. Я должна была танцевать индусский танец. Героиня в нём наморилинная, то есть смуглая, с черным длинным хвостом на голове. И вот заканчивается второй акт, я стою в образе и жду свой выход, и ко мне вдруг подходят и говорят: «Аня, переодевайся, ты сейчас будешь танцевать Никию». Это главная героиня. Подумала, что, наверное, пошутили, но это была не шутка. В антракте я начала вспоминать спектакль и без репетиций станцевала вместо балерины, которой стало плохо.

Как-то в завершении балета «Лебединое озеро» у меня оторвалась лямка на костюме, а мне в этот момент нужно было прыгать к партнеру, это была уже самая финальная сцена. Я не растерялась – быстро забежала за кулисы, девочки мне завязали какой-то узел, и просто с разбега из-за кулис прыгнула на принца. 

- Артисты балета - ранимые люди?

- Да. Ну, вообще, все люди ранимые, конечно, есть и «толстокожие». Мы танцуем, выходим на сцену, показываем людям свои эмоции…

Фото предоставлено пресс-службой Приморской сцены Мариинского театра. Автор — Геннадий Шишкин

- Педагоги держат вас в жёстких рамках?

- Со всеми по-разному, к каждому нужен свой подход. С солистами и кордебалетом - разная работа. К сожалению, чаще всего для кордебалета репетиции очень жёсткие, там всегда нужно, чтобы всё было ровно, синхронно, чтобы никто не выделялся, ведь у всех разные пропорции. Этим славится кордебалет Мариинского театра в Санкт-Петербурге - там выбирают самых лучших, они все как на подбор.

- Как проходит ваш будний день?

- Если нет спектакля, а только репетиции, то встаю в 9 утра. К 11 часам приезжаю на урок, на нём мы разогреваемся в течение часа, а потом начинаются репетиции, по продолжительности они зависят от спектакля, который мы репетируем.

- Расскажите о вашем рационе питания. Всё-таки у вас тяжелые физические нагрузки, нужно хорошо питаться и в тоже время оставаться «невесомой».

- Если честно, я ем всё. Конечно, если поправлюсь немного, то в чем-то себя ограничиваю. Вообще нужно правильно питаться, но я иногда позволяю себе и что-то вредное съесть. Не каждый день, конечно. Тут уже любой поправится. А порой, чем больше работаешь, тем меньше хочется есть.

- Какие идеальные параметры должны быть у балерины?

- Если говорить о весе, то от своего роста нужно отнять 120 сантиметров – это и будет идеальный вес балерины. Но не всегда получается соблюдать эти параметры. Конечно, чем ты худее, тем лучше ты выглядишь на сцене. Идеал – это когда маленькая голова, длинные руки и ноги, плоская попа и грудь. На самом деле такой типаж встречается крайне редко. Мне, если честно, нравится, когда у балерины есть грудь, все-таки женственность должна присутствовать на сцене. Знаете, у нас вообще такой вид искусства - очень субъективный, кому-то нравится, кому-то нет.  

Фото предоставлено пресс-службой Приморской сцены Мариинского театра. Автор — Геннадий Шишкин

- Возможно ли совмещать личную жизнь и балет?

- Да. Конечно же, во многом зависит от человека. Каждый может иметь работу, приходить домой и ничего не делать, то есть не иметь никаких интересов. Да, когда я училась, у меня особо не было времени, чтобы пойти погулять, но сейчас я могу распределять своё время и пойти, например, учиться в университет или куда-то еще. Думаю, на все может хватить времени, было бы желание и фантазия.

У вас больше друзей и знакомых из балетного мира или нет?

- Небалетных друзей не много. Одноклассники и друзья детства, но это может человек пять. Когда мы с ними встречаемся, то разговариваем не о балете, эта тема может быть затронута вскользь. А когда мы собираемся компанией людей из балета, то обычно все разговоры к работе и сводятся.

Фото предоставлено пресс-службой Приморской сцены Мариинского театра. Автор — Геннадий Шишкин

- Правда ли, что многие балерины боятся заводить детей, думая, что их карьера уже не будет прежней?

- Сейчас уже не боятся. Раньше такое мнение было. Если посмотреть на взрослых балерин, то можно увидеть, что мало кто рожал детей. Во-первых, в советское время спектаклей было меньше, чем сейчас, а артистов много, то есть конкуренция жестче. Уехать, как сейчас, за границу они не могли. Сейчас очень много балерин, которые рожают, возвращаются на сцену и танцуют еще лучше.

- Вы много путешествовали с гастролями, какая сцена вас больше всего поразила?

- Мне очень понравилось в Японии, там хорошие зрители. И как-то мы были на гастролях в ЮАР в Йоханнесбурге и Кейптауне, и там были одни из самых горячих зрителей, которые очень хорошо нас принимали.

Фото предоставлено пресс-службой Приморской сцены Мариинского театра. Автор — Геннадий Шишкин

- Образ балетного мира, как жёсткого и конкурентного, сформировался после череды фильмов, в том числе «Черный лебедь» с Натали Портман. Как вы относитесь к этому фильму?

- Этот фильм мне не нравится. По моему мнению, он не про балет.  Мне нравится игра актрисы Натали Портман, но мир балета там показан преувеличенно и неправдиво. Советую посмотреть американский фильм «Авансцена», в нём участвуют профессиональные артисты, он тоже художественный, но мне очень понравился.  

 - А в реальности часто ли бывают конфликты с коллегами? Нездоровая конкуренция?

 - В балете никто никого не убивает, чтобы станцевать, как показывают в фильмах. Давно был случай, когда знаменитая балерина Ольга Спесивцева сошла с ума, играя Жизель, но такого почти не бывает. Конечно, у нас жёсткая конкуренция, но она здоровая. Если есть конкуренция, то есть стимул расти и развиваться. 

- Чем бы вы хотели заняться после завершения карьеры?

- Я бы хотела заниматься чем-то, совсем не связанным с балетом. Чем именно - пока не могу сказать. Но мне всегда очень хотелось научиться общаться с людьми, что-то организовывать. Артисты балета не очень много общаются с людьми, поэтому хотелось бы научиться контактировать со всеми.   

Софья Ночвина

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!