Эксперты считают логичным решение федерального центра о дополнении компетенции Министерства по развитию Дальнего Востока вопросами, связанными с реализацией государственной политики в Арктической зоне. При этом основой для принятия данного решения они считают экономические и социальные основания, сообщает РИА VladNews.
«Поскольку развитие Дальнего Востока России должно осуществляться на основе привлечения иностранных инвестиций и развития внешнеэкономического сотрудничества с ведущими экономиками АТР, то наделение Минвостокразвития «арктическими» полномочиями выглядит вполне логично. Одна из масштабных задач на ближайшее будущее – создание системы перевозки грузов из АТР в Европу по Северному морскому пути в качестве альтернативы караванным путям через Индийский океан, Красное море, Суэцкий канал и Средиземное море. Эти возможности совершенно логично нужно продвигать и реализовывать в формате тех мероприятий, за которые отвечает Минвостокразвития и аппарат полпреда в ДФО – ВЭФ и так далее. Именно при таком подходе возможно создание единой экономической системы между ТОРами и Свободным портом, как уникальными экономическими режимами и логистикой доставки грузов морем», - считает председатель Приморского регионального отделения «Деловой России», общественный уполномоченный по вопросам осуществления предпринимательской деятельности на территории Свободного порта Владивосток, Территорий опережающего развития и иных особых экономических зон Алексей Тимченко.
При этом эксперты отмечают, что развитие Арктики имеет и существенное социальное значение.
«В советское время Севморпуть эксплуатировался достаточно активно, и в Северном завозе участвовали дальневосточные порты и пароходства, то есть государственные судоходные компании того времени. Это давало прирост и в экономику Дальнего Востока, и рабочие места, и позволяло развивать уникальные технологии судовождения в полярных условиях и эксплуатации ледокольного флота, по которым и сегодня наша страна сохраняет доминирующее положение. Сегодня речь идёт о транзите торгового мореплавания через Арктику, но это будет опять же иметь схожее позитивное значение для региона. Тут будут бункероваться торговые суда, проходить обучение экипажи, российская сторона будет осуществлять лоцманскую проводку судов. Всё это будет иметь как экономическое, так и социальное значение для региона, поднимать здесь патриотизм. Правильные шаги в этом направлении уже делаются, в том числе и в информационно-имиджевой сфере. В частности одна из крупнейших национальных судоходных компаний уже проводит свои торговые суда по Северному морскому пути, демонстрируя эффективность этой «морской дороги», - отметил кандидат политических наук, доцент ДВФУ Пётр Самойленко.
Собеседники информационного агентства также отмечают важность развития арктических проектов для тех регионов ДФО, где есть морская инфраструктура.
«Такие регионы как Приморский край, Сахалинская область, Камчатский край и Чукотка всегда были связаны освоением Северного морского пути и Арктической зоны. За последние 20 лет в силу объективных трудностей эта работа велась крайне слабо, но в последние годы наша страна активизировалась в вопросах контроля за Арктикой. Если к военным и политическим аспектам этой работы добавятся вопросы экономического и социального развития, то это придаст новый импульс развитию региона. Сейчас на Крайнем Севере создаются новые порты, энергетические мощности, места для комфортного проживания людей. «Заход» в Арктику идёт с Дальнего Востока и Мурманска, при этом именно АТР рассматривается как «регион 21 века» по динамике развития. Поэтому логично, что теперь Минвостокразвития добавили полномочий в этой сфере», - подчеркнула кандидат социологических наук, доцент ДВФУ Оксана Лобода.