Павел Грудинин, директор совхоза имени Ленина, взошел на российский политический небосвод голубым гигантом – звездой большой и горячей, а сходит с него, пользуясь той же астрономической терминологией, красным карликом. Путь от светила до едва заметного пятнышка занял у него меньше года.
Стремительный провал экс-кандидат в президенты от КПРФ обеспечил себе сам, выдав себя желаемого за себя действительного. Жители Приморья – так сложилось исторически – симпатизируют политикам с протестной повесткой, особенно если это человек новый, то есть не успевший себя скомпрометировать. На новичков традиционно возлагают большие надежды. Павел Грудинин как раз был такой «темной лошадкой». Знали о нем крайне мало, критиковал он доступным языком, ярко и красочно. Поэтому, даже при том, что в ходе президентской кампании экс-кандидат не счел нужным хотя бы раз посетить Приморье (население тут небольшое, чего с ним возиться), он набрал в крае 21 процент. Гораздо меньше, чем в родной Московской области (12,8 процента), где его знают намного лучше и где расположен его «Совхоз имени Ленина».
Так и жители Приморья, узнав экс-кандидата ближе, почувствовали горечь разочарования. С президентских выборов прошло полгода. Идейный социалист-проповедник на поверку оказался обычным олигархом, которому никто из опрошенных нами приморцев не высказал поддержки. Скорее наоборот, в словах людей сквозил холодок брезгливости и неприятия.
Любовь Романцова, пенсионерка из села Ново-Никольск, считала Павла Грудинина достойным кандидатом в президенты, но сейчас отказывается в это верить.
«Накрутить себе популярность только на звучном названии «Совхоз им. Ленина» просто не честно, - сокрушается Любовь Дмитриевна. – Меня просто обманули. Это попытка нажиться на нашей ностальгии, на сравнении с тем временем, когда профессия работников совхоза что-то значила, когда к ним относились с уважением и почетом. По телевизору я вижу, что не всем так хорошо живется в этом совхозе. По сути, осталось только название. Вывеска, за которой – обычная буржуйская контора».
Больше всего Любовь Дмитриевну возмущает беззащитность людей, работающих на предприятии Павла Грудинина.
«Зарплаты там не соответствуют тем, которыми хвастается товарищ Грудинин, - добавляет она. - В своих выступлениях он говорит, что его работники получают в среднем по 78 тысяч рублей. Может и получает кто-то из руководства, но простые люди получают по 20 тысяч. Также там есть проблема с жильем и с детскими садами. Не говоря уже о совсем диких ситуациях, когда мать с двумя детьми просто лишают совхозной квартиры в связи со смертью кормильца. Вот отработал человек вместо положенных 15 лет всего лишь 11, значит, и не положено жилья, несмотря на то, что все эти годы он за нее выплачивал. И семье его сразу указали: либо выкупайте квартиру по рыночной цене, либо освобождайте помещение. И заломили цену аж в 6,5 миллионов рублей. Да если бы у хозяйки были бы такие деньги, неужели бы она жила сейчас в совхозе? За такую сумму в любом городе можно найти приличную двухкомнатную квартиру с ремонтом. Хоть бы снизили сумму, ведь мужик 11 лет спину гнул. Но нет же, либо плати, либо уходи. С таким подходом в советское время директор совхоза бы быстро лишился своего кресла. В лучшем случае».
Пенсионерка из Уссурийска Светлана Мелишенко рассказала, что видит в Павле Грудинине очередного амбициозного политика, готового пойти на любые ухищрения, чтобы удобно встроиться во власть.
«Грудинин всеми силами стремится попасть во власть. И пошел на выборы в президенты, чтобы еще сильнее закрепиться в ней, - говорит Светлана Степановна. - Понятно, что для нас он человек новый, поэтому есть шанс выделиться. Ну так, казалось бы, и подготовься к этому мероприятию с достоинством. А когда человек идет на выборы президента страны и в своих выступлениях постоянно путается – это неуважение и к избирателям, и к самому себе. Задали вопрос, есть ли у него деньги в иностранных банках, или нет? – однозначно ответить не может, увиливает. Сначала всячески отнекивается, а потом, когда уже проверяющие органы прижали - что есть, и отступать некуда, оправдывается. Вовремя, дескать, закрыть забыл».
Публичные выступления экс-кандидата в президенты от КПРФ Светлана Степановна назвала «раздвоением личности».
«Он рассказывает, как хорошо живут люди в его хозяйстве, но тут же проходят митинги обманутых пайщиков этого совхоза, - удивляется она. - Забрал все участки у работников совхоза и стал фактически его владельцем. Если за тобой правда, почему об этом не рассказать открыто? Зачем постоянно юлить, уходить от сложных вопросов?. Основа богатства Грудинина уже давно не сельское хозяйство, а аренда и торговля. Какое отсюда может быть понимание о нуждах народа? Я считаю, что олигарх, который идет на выборы президента от коммунистической партии - это тройное лицемерие!»
Пенсионерка сетует, что двойственность публичного и реального Грудинина проявляется во всем.
«Дети его предпочитают работать за границей и имеют там бизнес, недвижимость, - рассказывает Светлана Степановна. - А это значит, что он не связывает свое будущее со страной. И чем он отличается от других олигархов? Такие, как он, только и ждут, чтобы просочиться во власть. Готовы поднимать любые знамена, хоть КПРФ, хоть «Единой России». И как только они попадают во власть, грош цена становится всем их речам и обещаниям. Готовы перекрашиваться в любой цвет, лишь бы там задержаться».
Менеджер из Владивостока Виталий Павлов говорит, что «раскусил» Павла Грудинина уже на старте его избирательной кампании.
«Популярность КПРФ падает, вот они и решили ее как то реанимировать, выдвинув кандидатом в президенты предпринимателя, - говорит он. - А что за этим человеком стоит, никто и не знал. Красивое название «Совхоз им. Ленина»? То, что творится в самом совхозе, не характеризует Грудинина ни как талантливого директора, ни как убежденного «красного». Социализм для него – пшик, слово, брошенное на ветер. Работники там, по сути, не защищены от произвола и бюрократии. Малейшая оплошность – и сразу наказание. Да еще и многочисленные истории с обманами работников, с подделкой их подписей, с постоянными судами».
По словам Виталия, директор совхоза – это просто запись в трудовой книжке Грудинина.
«Деньги же он давно «зарабатывает» тем, что продает совхозные земли под застройку торговыми центрами, - считает он. - А потом еще их «отмывает» за границей: через оффшорные компании. То есть он еще и не платит налогов в России. Грудин – это яркий говорун и вся его критика с трибун это чистой воды рекламный ход. Сейчас это очень приветствуется на Западе. А он, видимо, туда и метит, учитывая, что его сыновья уже обзавелись там семейными домиками, вилами и прочим добром».
Директор филиала сети по выпуску строительных материалов во Владивостоке Денис Абакумов при упоминании фамилии «Грудинин» тяжело вздыхает.
«Глубокое разочарование – вот что оставляет Грудинин после себя, - говорит Денис. - Знаете, как иногда бывает: прочитал интересную книжку, проникся умными идеями, красивыми фразами, а автор ее потом оказался пустым и неприятным человеком, который в жизни делал все ровно наоборот. Также и Павел Грудинин. Изначально он нравился мне тем, что сочетал предпринимательскую жилку с социальными идеями. Он как бы показывал, что это в принципе возможно, что это не утопия. Но он оказался совсем не тем человеком, которому следует эти идеи пропагандировать. Вроде бы и предприниматель, но нажил имущество в лихих 90-х весьма сомнительным путем, каким наживали первые капиталы все сегодняшние олигархи. На словах социалист, а на деле – судебные тяжбы с работниками собственного предприятия, сотни исков, выкинутые из квартир семьи. Даже если по закону он может выселить семью с двумя детьми из дома, то чисто по-человечески это делать не хорошо. И где же здесь гуманизм? Социализм? Все эти громкие фразы, красивые слова остаются только словами, не подкрепленными реальным делом. Значит, перед нами очередной популист, который учит, как надо жить, а сам живет по-другому».
В результате президентской кампании 2018 года Павел Грудинин набрал всего 11,7 процентов голосов, оглушительно провалив как надежды партии, так и собственные ожидания. Избирателя уже не проведешь сладкими речами, утопическими пасторалями, обещаниями светлого будущего. Тем более, если за ними торчат уши личных корыстных амбиций.
Михаил НЕЩЕДРИН