Недели не прошло с момента внезапного назначения Олега Кожемяко временно исполняющим обязанности губернатора его родного Приморья, как он был замечен на встречах с жителями края — не в зале заседаний краевой администрации, а непосредственно на улицах города Уссурийска, в личном живом общении с людьми, пострадавшими от недавних тайфунов.
Возможно, кто-то расценит такие действия Олега Кожемяко как рекламный трюк перед предстоящими ему выборами, где врио намерен бороться за губернаторский пост. Однако, если вспомнить биографию Кожемяко, станет ясно: это не наигранное действо, не постановка.
Еще двадцать лет тому назад, в 1998 году, Олег Кожемяко возглавил одно из крупнейших рыбопромышленных предприятий Приморья, базу тралового флота в поселке Преображение Лазовского района. Это предприятие тогда входило в состав производственного объединения Приморрыбпром, наряду с другими подобными: Дальневосточной базой флота в поселке Зарубино Хасанского района, Находкинской базой активного морского рыболовства, базой флота им. Надибаидзе в поселке Южно-Морском и Владивостокской базой тралового и рефрижераторного флота. Все они были акционированы в ходе приватизации и судьба большинства из них незавидна: из пяти этих крупнейших промысловых предприятий уцелели лишь два: НБАМР и ПБТФ, остальные обанкротили и растащили по частям еще в 90-х годах прошлого века. И Олег Кожемяко был одним из тех, чьими усилиями ПБТФ не просто сохранилась, но и развивалась, несмотря на различные обстоятельства, часто очень непростые — от конфликтов с конкурентами до экономических кризисов.
Тем не менее, Олег Кожемяко, работавший в поселке Преображение, что находится примерно в 350 километрах от краевого центра и куда можно попасть либо морем, либо по единственной автодороге, более половины которой до сих пор не заасфальтировано, буднично преодолевал этот путь — не на вертолете, а на обычном для Приморья джипе «Ниссан-Патрол», — собственными ягодицами воспринимая важность проблемы дорожной инфраструктуры для Приморского края с его масштабами и расстояниями. И теперь, в статусе врио губернатора, принимая дела у предшественника Андрея Тарасенко, Олег Кожемяко получил «в наследство» не только массу проблем, но и некоторый задел. В частности — уже имеющиеся проекты по строительству, реконструкции и ремонту краевых дорог, а в дополнение к ним еще пять миллиардов рублей на дорожные нужды, которые президент России Владимир Путин пообещал выделить Приморью на рабочей встрече с Андреем Тарасенко в рамках Восточного экономического форума. И плюс к тому — его же обещание поддержать программу ремонта краевых мостов, три четверти из которых старые и ветхие.
Что означают для Приморья автомобильные дороги? Для половины края это буквально «дороги жизни»: рельсы железной дороги проложены по Приморью лишь до Чугуевки на северо-востоке и до Хасана на юге, тогда как в Ханкайский, Хорольский, Тернейский, Дальнегорский, Кавалеровский, Ольгинский, Лазовский районы, и вглубь Красноармейского и Пожарского районов можно добраться по суше лишь на автотранспорте. И дороги в эти районы и многие населенные пункты зачастую безальтернативны: в тот же поселок Преображение можно добраться либо по короткой дороге через Лазовский перевал на границе Партизанского и Лазовского районов, либо в объезд, по трассе на Дальнегорск, через Ольгу, что удваивает расстояние, с 350 до 700 километров «с гаком».
Эти же автодороги, пролегающие по таежным малонаселенным местам со сложным рельефом, испещренным горными реками и ручьями, чаще всего подвергаются разрушительному воздействию стихии, паводков и разливов рек, вызванных затяжным дождями в тайфуны и циклоны. По этим дорогам в вышеназванные районы доставляется весь объем снабжения населения продовольственными товарами и предметами первой необходимости, по ним же доставляется почта, осуществляются пассажирские автоперевозки, по ним возят детей в школу и обратно, поскольку средние школы уцелели далеко не во всех отдаленных поселках. Равно как и не везде сохранились больницы и пожарные части, поэтому и экстренная помощь осуществляется тоже по этим самым дорогам — без асфальтового покрытия, зато регулярно подтопляемым и подмываемым дождями и паводками.
Нынешний врио губернатора, не понаслышке зная обо всех этих давнишних проблемах, просто не вправе упускать представившуюся возможность эти дополнительные 5 миллиардов рублей пустить на дороги и мосты, хотя бы на самые запущенные, требующие экстренного ремонта и восстановления. И вряд ли Олег Кожемяко такую возможность упустит: использовать задел, наработанный за прошедший год командой Андрея Тарасенко, новому врио губернатора надо не в рекламных целях предвыборной кампании, а просто потому, что иначе нельзя. Без получения максимально полной, конкретной и ясной картины о состоянии дел в Приморском крае, реальном положении дел в отдаленных поселках, истинном состоянии дорожного хозяйства края — врио главы региона просто не сможет эффективно провести Приморье в предстоящий осенне-зимний сезон со всеми его проблемами. «Дорожную карту» первоочередных задач приходится составлять буквально на ходу, на колесах, мотаясь по бездорожью. Но это и есть работа руководителя.