Ежегодно осенью во Владивостоке проводится Международный джазовый фестиваль, привлекающий не только музыкантов со всего мира, но и собирающий полные залы в Приморской краевой филармонии. Один из ярких представителей города среди музыкантов, играющих джаз – Евгений Семененко, основатель популярной в свое время группы «Индиго», автор музыкального посвящения «Огни Золотого моста», исполнитель известных джазовых и эстрадных композиций. О том, как складывалась его творческая карьера, когда ждать альбом с авторскими произведениями и что служит источником вдохновения, пианист рассказал в интервью корреспонденту РИА VladNews.
- Евгений, ваша семья имеет непосредственное отношение к миру музыки. Повлияло ли это на ваше решениие посвятить свою жизнь джазу?
- Да, конечно, в первую очередь это наследственность - мои родители и брат тоже музыканты. Папа до сих пор работает в институте искусств, долгое время был заведующим кафедры народных инструментов. Начинал когда-то с того, что концертировал по пионерским лагерям с гармошкой. Дед, Константин Георгиевич, как и многие в те времена, был самоучкой, в 70-х - начале 80-х играл на тромбоне в биг-бенде перед вечерними сеансами в кинотеатре Уссури. Я любил заходить туда по выходным, чтобы послушать оркестр. Когда во Владивосток приезжали вокально-инструментальные ансамбли и рок-группы, я старался попасть на их выступления, мне повезло, что была возможность достать билеты. Изначально моей страстью стали барабаны, в детстве у меня даже была практически настоящая ударная установка, но «барабанил» я, мягко говоря, не очень. С 7 лет я учился в музыкальной школе по классу фортепиано, в то же время участвовал в ансамбле «Счастливое детство», в котором играл сначала на маракасах и треугольнике, затем на барабанах и позже, наконец, на клавишах. С этого момента началось становление меня как эстрадного музыканта и клавишника.
- В 1991 году вы окончили обучение во Владивостокском музыкальном училище по классу «Эстрадное фортепиано», а в 2014 поступили в Дальневосточный государственный институт искусств, выбрав направление «музыкальное искусство эстрады». Скажите, что послужило импульсом снова на какое-то время стать студентом?
- Мои родители всегда мечтали, чтобы у сына было высшее образование. На момент окончания училища в Институте искусств не было эстрадного отделения, и я пошел на дирижерско-хоровое. Проблема заключалась в том, что петь я не умею, и когда занятия по хору проходят четыре раза в неделю, это очень сложно для непоющего человека. По прошествии двух месяцев я ушел, и когда в 2014 году открылось эстрадное отделение, решил возобновить обучение. У меня был очень хороший педагог по фортепиано – Вячеслав Глебович Букач, он сумел, не нарушая того, что я уже умею, помочь мне овладеть более правильным звукоизвлечением и многими другими пианистическими приёмами.
- Ваша музыкальная карьера началась с шоу-коллектива Надежды Свеховской и совместного дуэта «Путники в ночи», позже появилась группа «Индиго». Как пришло осознание, что хочется выступать сольно?
- Откровенно говоря, у меня были некоторые сомнения насчет сольной карьеры, потому как и у дуэта, и у группы «Индиго» уже была своя популярность и отработанная совместная программа, которая нравилась людям. После того, как мною было принято решение работать самостоятельно, все произошло как-то само собой. Сначала появился музыкальный дуэт с Юлией Макеич, затем были другие парные выступления со скрипкой, саксофоном, гитарой. Одно время мы играли джаз вместе с темнокожим певцом из США Гордоном Че Варой, дуэт символично назывался "Black&White". В 2009 году к нам во Владивосток на джазовый фестиваль приехали музыканты из американского квартета «Neighborliness Jazz Quartet». Они устраивали мастер-класс в Институте искусств, во время которого предложили кому-нибудь с ними сыграть. Я вышел, и у нас состоялся совместный джем-сейшн. На данном мероприятии присутствовала администратор концертного отдела филармонии, позже она подошла ко мне и предложила сделать у них сольный концерт. Спустя три месяца состоялось мое первое выступление в Приморской краевой филармонии, с символичным названием «О чем играет пианист». Я играл сольно на рояле, а также с группой «Индиго» и приглашёнными музыкантами.
- Какое-то время вы работали в Москве, почему решили вернуться на родину?
- Я не ставил перед собой конкретную задачу делать карьеру в Москве, скорее это было желание попробовать свои силы, своего рода творческий отпуск. Столица приняла меня достаточно тепло, появилось предложение играть там в одном из джаз-клубов, был вариант создать группу вместе с другими ребятами, успел поработать даже в баре-караоке перед отъездом. После того, как вернулся во Владивосток, были мысли уехать обратно, но так сложились обстоятельства, что остался здесь, и не жалею об этом. Сейчас, когда бываю в Москве, всегда хожу послушать, как играют столичные музыканты, и получаю от этого огромное удовольствие. Многие из них профессионалы высочайшего уровня, они живут своей музыкой, меня всегда восхищает, когда люди полностью отдаются игре, ни на что не отвлекаясь. Я считаю, что музыканту только так можно и нужно работать.
- Вашу игру можно услышать в самых разных местах: на сцене Приморской краевой филармонии, различных мероприятиях и городских площадках, на губернаторских приемах, в ночных клубах и ресторанах. Есть ли у вас какие-то любимые места для выступлений?
- Когда-то мне очень нравилось играть в баре «Флобер», расположенном в гостинице «Версаль», в первую очередь, из-за хорошей акустики. Кроме того, в силу отсутствия там обязательной программы, можно было исполнять композиции на свое усмотрение. У меня также есть место для души – рояль в торговом доме «Игнат», куда я прихожу иногда просто поиграть для себя.
- Одно из ваших выступлений называлось «Мобильный джаз», что это означает?
- В 2010 году, когда состоялся этот концерт, смартфоны были еще не так распространены как сегодня. Совместно с ведущим и сценаристом Константином Поспеловым у нас возникла идея необычно обыграть на фортепиано различные вариации музыкальных тем, связанных с мобильным телефоном и использующихся, к примеру, в режиме ожидания, автоответчика, в качестве рингтонов. В итоге получилась уникальная программа, все первое отделение которой я исполнял какую-нибудь телефонную тему, а Константин придумывал к ней интересную подводку.
- Предыдущий сольный концерт «Огни Золотого моста», на котором прозвучали ваши авторские темы, состоялся в Приморской краевой филармонии в 2014 году. Планируете ли создание своего альбома?
- Идея сделать диск со своей музыкой возникла достаточно давно, но, к сожалению, была отложена на некоторое время в силу разных причин. После того, как группа «Индиго» распалась в 2011 году, появились различные музыкальные проекты, в том числе, дуэт "Love story" с певицей Жанной Роштаковой, позже в 2015 году с ней же был создан проект «Нефть», который просуществовал год. Времени для записи своего альбома не хватало. И только с 2016 года, наконец, появилась возможность больше заниматься собой, развитием и совершенствованием своего мастерства. Сейчас я нахожусь в процессе работы над альбомом, есть уже много новых законченных пьес, делаю пробные записи.
- Что служит для вас вдохновением при написании собственных композиций?
- Для меня в этом нет закономерности, можно просто сесть за инструмент, положить руки на клавиши, и что-то родится. Иногда я даже намеренно так делаю: включаю диктофон и просто играю на фортепиано, порой получаются интересные вещи. Одно из моих произведений называется «Возвращение», я считаю его центральным в своем творчестве, и именно оно символично связано с вопросом о вдохновении. Меня часто спрашивают, что означает это название. Дело в том, что в детстве и в юности я достаточно много сочинял, потом в жизни настал период, когда я думал, что этот дар пропал. Позже, когда я стал заниматься концертами, снова появились какие-то наброски, я начал объединять их в одну композицию. Хотелось сделать полноценную законченную тему, но чего-то не хватало. Все вроде бы было красиво – и вступление, и сама мелодия, но отсутствовала кульминация. Когда я это понял, то намеренно открыл пианино с целью сочинить яркий припев, и у меня получилось. В тот момент я подумал, что, наконец, вернулся на свою стезю. Так родилось название композиции.
- Какая она – музыка вашей души?
- Одна моя поклонница как-то сказала, что моя музыка «тонкая, чувственная и глубокая», и я, пожалуй, могу с ней согласиться (смеется).
- Недавно в Москве в клубе Андрея Макаревича у вас состоялась музыкальная импровизация с местной группой, исполнявшей бразильскую и латинскую музыку. Расскажите, как случилось такое необычное совместное выступление?
- Дело было так: я пришел на концерт группы «Надя Алексеева – Brazilian Jazz» с целью просто послушать музыку. Сижу, слушаю, смотрю в углу сцены стоит рояль, накрытый чехлом. Вся музыка исполнялась исключительно на гитарах. В перерыве подошел к певице, представился и предложил сыграть вместе. Несмотря на некоторые сомнения с ее стороны, которые были вполне оправданы, рояль все же расчехлили. Вместе мы исполнили несколько музыкальных тем, в итоге зрители не хотели нас отпускать.
- Если бы можно было стереть временные границы, с кем из джазовых музыкантов вам хотелось оказаться вместе на одной сцене?
- На самом деле таких музыкантов много, попробую выделить основных. В первую очередь это, наверно, Джордж Дюк, американский джазовый пианист, певец, композитор и продюсер. Когда я услышал его музыку, это сделало своего рода революцию в моей голове, с удовольствием бы поиграл вместе с ним. Еще один мой кумир - Мишель Петруччиани, французский пианист-виртуоз. Я считаю, что он музыкант от бога, одно из его произведений я даже играл на своем концерте. Ну и, конечно же, Дэвид Фостер, наш современник, американский композитор, пианист и продюсер, который написал музыку ко многим известным фильмам. Я так много его слушал, что просто впитал его стиль исполнения. И знатоки это сразу подмечают! Говорят: «В твоей игре прям ощущается влияние Фостера». Все эти музыканты вызывают мое искреннее восхищение.
Дарья Харина