III Международный Дальневосточный фестиваль «Мариинский» завершился грандиозной оперой Петра Чайковского «Пиковая дама», сообщает корреспондент РИА VladNews.
Опера была написана во Флоренции ранней весной 1890 года, а первая постановка осуществилась уже в декабре 1890 года в Мариинском театре в Петербурге в исполнении артистов Императорской труппы.
Это история о жажде жизни и любви. Заветные карты: «Тройка, семёрка, туз». Старая графиня всё-таки назвала их, и теперь надо спешить… Но вместо туза в руке Германа — дама пик.
Постановка Юрия Темирканова, в которой атмосфера екатерининской эпохи воссоздана в мельчайших подробностях, полюбилась уже не одному поколению театральной публики.
Спектакль с большим успехом обошёл многие страны и получил международное признание как классический образец оперной режиссуры. Участие в нём – заветная мечта солистов Мариинской оперы.
В этом году участниками фестиваля стали выдающиеся дирижёры и именитые инструменталисты: Кристиан Кнапп, Шизуо Кувахара, Юстус Франтц, Лоренц Настурика-Гершовичи, Миура Фумиаки и многие другие.
В рамках Года Японии в России состоялся симфонический концерт при участи дирижера Шизуо Кувахара и солистов - Миура Фумияки (скрипка, Япония) и Лоренца Настурика-Гершовичи (скрипка, Германия).
Концертные увертюры Мендельсона относят к лучшим страницам мировой симфонический литературы. А появление скрипичного концерта Мендельсона в годы распространения внешне эффектных, но скорее поверхностных пьес, стало важным событием в истории музыки послебетховенского времени.
Удивительно яркая, наполненная персонажами и событиями симфоническая сюита «Шехеразада» образец русского музыкального Востока. Римский-Корсаков создал «Шехеразаду» под впечатлением от арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Она не только исполняется академическими музыкантами, но и пережила много обработок эстрадными артистами. Например, английская рок-группа Deep Purple обработала первую часть «Шехеразады» в виде электроорганной композиции «Prelude: Happiness/I’m So Glad», соло на органе Хаммонда исполнил Джон Лорд.
Опера в четырёх действиях «Кармен» по одноименной новелле Проспера Мериме – шедевр, отражающий в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи.
Кармен раскладывает карты, но, сколько бы она ни перетасовывала их, ей выпадает смерть... Премьера «Кармен» состоялась во Франции в Париже в театре «Опера-Кмомик» 3 марта 1875 года и закончилась полным провалом. Парижане оказались не готовы к подобному реализму на сцене. Однако, только на сцене парижской Комической оперы и только в премьерный сезон прошло не менее пятидесяти спектаклей.
Испанский композитор И. Альбенис писал про эту оперу: «Я не знаю, как Бизе удалось это сделать, но Испания не родила ничего более испанского, чем "Кармен"!».
Фестиваль открыл ценителям высокого искусства и новые имена. Ими стали стипендиаты Программы Аткинс и обладательница Гран-при II Международного конкурса пианистов Grand Piano Competition Александра Довгань.
Одиннадцатилетняя Александра Довгань с 5 лет обучается игре на фортепиано, ученица Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. Профессор Академии музыки имени Гнесиных Юрий Богданов сказал, что «если не видеть, кто на сцене, то никогда не скажешь по Сашиной игре, что за роялем играет ребенок».
Александра участвует в международных фестивалях, гастролирует в России и за рубежом. Стипендиат фондов Владимира Спивакова, Мстислава Ростроповича, фонда «Новые имена».
Под управлением Валерия Гергиева на Приморской сцене состоялись премьеры оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда» в постановке Дмитрия Чернякова и одноактной оперы Рихарда Штрауса «Саломея» (концертное исполнение).
Партитура «Саломеи» производит ошеломляющее впечатление. Прекрасная музыка, изобилие необычных тембровых эффектов. Штраус поражает воображение слушателей прежде всего звуковыми подробностями ночи, когда произошло усекновение главы Иоанна Крестителя (в опере — Иоканаана). «Здесь нет благовоспитанной вежливой музыки; старайтесь, чтобы всё сверкало и гремело. Пойдите в Зоологический сад послушать гиен и тигров, чтобы понять, как надо исполнять мою «Саломею».
Премьера оперы в Мариинском театре состоялась в сезоне 1923/24, ярчайший образ Ирода создал прославленный русский тенор Иван Ершов. Спустя почти сто лет мариинская «Саломея» продолжает открывать публике талантливых исполнителей.
Текст: Елена Кищик
Фото предоставлены Приморской сценой Мариинского театра