На прошлой неделе правительство России внесло в Государственную думу ряд законопроектов, которые касаются повышения налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20 процентов и, главное, повышения пенсионного возраста для женщин с 55 до 63 лет, для мужчин с 60 до 65 лет. Инициативы вызвали резонанс в обществе и в экспертной среде. Предложениям правительства была посвящена программа «Разговор с Андреем Калачинским» на радио «Лемма».
Подорожание неизбежно
Экспертом в студии выступила Марина Шемилина, уполномоченный по защите прав предпринимателей Приморского края.
- День открытия Чемпионата Мира по футболу в России был омрачен другими новостями – повышением НДС и пенсионного возраста, - начал разговор ведущий. - Насколько на ваш взгляд правительство поступило правильно, объявив налоговую реформу в самом простом из возможных вариантов – повышением ставки.
- Очень неприятно, что правительство пошло по такому пути, - отметила Марина Шемилина. – То есть не по пути решения системных проблем, которые мешают развитию экономики и предпринимательства, а повышением ставки. Россия, страна богатая ресурсами и толковыми людьми. Сегодня нужно направить максимальные усилия на то, чтобы создать удобные условия для ведения бизнеса, а не мешать ему.
Андрей Калачинский привел запись недавнего выступления Андрея Макарова, одного из создателей партии «Единая Россия», депутата Госдумы и человека, принимавшего участие в создании нынешнего налогового кодекса. По словам Андрея Макарова, у государственного управления в области финансов (налогов, бюджета, межбюджетных отношений) имеются две беды: неэффективность и безответственность. В этих условиях профильные министерства пытаются изыскать восемь триллионов рублей для выполнения майских указов президента (дополнительные средств должны пойти в сферу образования и здравоохранения, а также на повышение благосостояния граждан). И повышение НДС – одна из мер привлечения дополнительных средств.
- Андрей Макаров говорит о том, что у нас неэффективная налоговая система, которая не может выполнять стимулирующую роль, - подчеркнул Андрей Калачинский. - Мы готовы обсуждать ставки налогов, но не готовы обсуждать саму систему. Не так давно повысились акцизы, поднялась стоимость топлива. Статистика говорит, что люди стали меньше тратить денег в магазинах. Средний чек снизился и в крупных городах, и во Владивостоке. Люди начали экономить? Разве этого мы ждали?
- Каждый год мы проводим анкетирование предпринимателей, - пояснила бизнес-омбудсмен. – Опрашиваем порядка 250-300 человек, представителей разных категорий бизнеса и разных территорий. И мы видим, что в последние годы очень острой проблемой становится снижение покупательского спроса и платежеспособности населения. Этот процесс оказывает влияние на развитие любого бизнеса. Для подъема местного производства нужно стимулирование спроса, и президент в своем указе говорит о повышении доходов населения. Но, извините, каким образом увеличится платежеспособность населения, если те вещи, которые мы обсуждаем, повлекут за собой увеличение цен? Понятно, есть люди, которые не знают, как расшифровывается НДС. Для таких людей свойственно мышление: это все проблемы бизнеса, это меня не коснется. Самое интересное, что это мышление свойственно и правительству. Я слушала последнее выступление премьер-министра Дмитрия Медведева. Он сказал, что повышение НДС не коснется граждан, потому что на социально значимые группы товаров (продовольствие, детские вещи) НДС останется прежним. Но позвольте, для того, чтобы изготовить продукты питания и детские вещи, нужны сырье и ресурсы, которые необходимо закупить, привезти, развести и т.д. И все эти процессы по цепочке облагаются НДС. Подорожание неизбежно.
Минус к конкуренции
Андрей Калачинский привел мнение известного московоского экономиста Никиты Кричевского, который подсчитал, сколько дополнительных средств даст бюджету увеличение НДС. А именно – порядка 89 миллиардов рублей. В то же время министр экономического развития Антон Силуанов говорит, данный налоговый маневр привлечет почти 600 миллиардов рублей.
- Два экономиста приводят цифры, которые почти в восемь раз различаются друг от друга, - отметил ведущий.
- Можно сколько угодно приводить цифры, - подчеркнула Марина Шемилина. – Если нужно получить какую-то определенную сумму на выходе, то нужно просто взять правильную систему измерения, которая тебе ее выдаст. Здесь важно другое. Наш бизнес и наша налоговая юрисдикция становятся еще более не конкурентноспособен на внешнем рынке.
В 2014 году я была в Сочи на экономическом форуме. Шла секция по налогообложению, в которой принимал участие Антон Силуанов. Так вот, бизнес-омбудсмены из регионов, соседствующих с Казахстаном, выразили обеспокоенность, что бизнес с их территории уходит на территорию сопредельного государства, где лучшие условия (а именно – страховые взносы составляют всего 11 процентов, а НДС - 12). И была просьба – вернуть ставку страховых взносов в размере 14 процентов для специальных налоговых режимов. Знаете, какой мы получили ответ? Не нравится здесь – езжайте в Казахстан.
Мы ожидали от нового правительства, что оно изменит подход к развитию экономики и предпринимательства. И что все усилия пойдут не на поиск пресловутых восьми триллионов рублей для исполнения указов президента, а все-таки на решение системных проблем, применение прорывных механизмов, которые зарядят экономику энергией. Может, мы еще находимся под впечатлением от обилия новостей, но я пока не вижу никаких благ от недавних инициатив правительства.
Жить стали дольше
Что касается повышения пенсионного возраста, то Андрей Калачинский обратил внимание на причины, которыми пытаются оправдать и защитить данную инициативу.
- Нам говорят, что мы стали дольше жить, - отметил ведущий. - При этом средний срок жизни мужчин в России – 67 лет. Есть другой показатель – возраст здоровой трудоспособности. По этому показателю мы сильно отстаем. Главный вопрос – почему именно сейчас назрела острая необходимость повышения возраста выхода на пенсию? Если верить некоторым экспертам, то дело в том, что через несколько лет государство будет обязано выплачивать населению часть накопительной пенсии. А на это в бюджете просто нет средств. Когда в министерствах посчитали, что платить нечем, поняли, что нужно взять тайм-аут, оттянуть срок расплаты с населением. Более того, что меня поразило в выступлении премьер-министра, так это то, что он ни разу не сказал, какой будет пенсия, ради которой они отодвигают сроки.
Андрей Калачинский привел слова бизнес-омбудсмена России Бориса Титова, который прокомментировал ситуацию так: «правительство решает пенсионную проблему самым простым и самым негуманным способом».
- Я абсолютно разделяю эту точку зрения, - согласилась Марина Шемилина. - У Бориса Юрьевича есть программа стратегии роста, к которой он шел на президентские выборы. Он прекрасно понимал, кто выиграет выборы, но его задачей было донести заложенные в документе мысли. В программе роста четко расписано, что и каким образом нужно делать для того, чтобы улучшились условия проживания людей, уровень их доходов, чтобы бизнес развивался. Он подобрал правильное слово к решению пенсионной проблемы – «негуманное». Больше всех от инициативы правительства пострадают люди, рожденные в конце 50-х и 60-х годах. Те, кто сейчас должен выйти на пенсию. Это люди, рожденные и воспитанные в Советском Союзе. Они пережили перестройку, пережили развал страны, лихие 90-е. Они действительно выживали в те годы, чтобы прокормить себя и свои семьи. Что сейчас говорить о состоянии здоровья этих людей? Это сегодня молодое поколение обеспокоено своим здоровьем, старается вести здоровый образ жизни. Вспомните 90-е. О каком ЗОЖе можно было говорить?
Андрей Калачинский обратил внимание на еще одно «лукавство» в повышении пенсионного возраста.
- Когда Медведев выступал, он говорил так, словно несогласных с решением правительства нет, - отметил ведущий. - Они в правительстве нашли решение и не услышали массу серьезных возражений против такого пути. Хотя недавние опросы показали, что более 90 процентов опрошенных людей категорически против повышения возраста выхода на пенсию.
Взносы в руки
При этом, как отмечают эксперты, страховые взносы в Пенсионный фонд в России достаточно высоки и останутся таковыми еще надолго.
- Сейчас 22 процента с фонда оплаты труда работник отчисляется в Пенсионный фонд, - подчеркнула Марина Шемилина. – А в целом страховые взносы во все внебюджетные фонды составляют 30 процентов от фонда зарплаты. Некоторые работники даже понятия не имеют, сколько работодатель платит за них дополнительно. Чем эти платежи отличаются от налогов? Ничем. Но фактически, это не налог. Поэтому, когда считается налоговая нагрузка, то эти платежи не берут в расчет. Отсюда и разговоры, что в России налоговая нагрузка чуть ли не наименьшая в мире. Это совсем не так.
Если прибавить к этим 30 процентам еще 13 процентов НДФЛ, то получается, что 43 процента со своей зарплаты человек переправляет государству. Есть еще множество косвенных налогов, акцизов, НДС и прочее, которые люди не замечают. В итоге получается очень круглая сумма.
На мой взгляд, страховые взносы необходимо передать самим работникам, чтобы они сами платили их в фонды. Тогда люди начнут понимать, сколько они отдают государству денег, и, наверно, начнут жестче спрашивать с правительства, со своих депутатов, куда пошли их средства. Конечно, налоговую и пенсионные системы необходимо менять. Но не отдельными мазками, а комплексно. Нужно разрабатывать стимулирующие системы, а не идти по самому простому из путей.
- Законопроекты, предложенные правительством, в ближайшее время будут рассмотрены Государственной думой, - резюмировал Андрей Калачинский. – Они, по традиции, будут приняты в первом чтении, потом стартует этап второго и третьего чтений, в рамках которого проекты будут корректироваться. Между первым и вторым чтением, наверняка, пройдут летние каникулы. Люди, которым не все равно, должны привлечь к данному вопросу депутатов, которых они избирали (у нас от Приморья целых пять человек в Госдуме), и заставить их транслировать свою точку зрения в законодательном органе.
Тем временем
Мэр Владивостока Виталий Веркеенко выступил против повышения пенсионного возраста и призвал сограждан подписать петицию организации профсоюзов России об отмене повышения пенсионного возраста. Соответствующую запись глава приморской столицы оставил на своей официальной странице в Facebook.
«Поддержал инициативу профсоюзов. Считаю правильным обсудить шире инициативу Правительства, еще не ставшую законом. Накопленные проблемы пенсионной системы понятны, необходимы эффективные решения. Варианты решений, безусловно, есть» - написал Веркеенко.
Необходимо отметить, что петицию на имя президента РФ Владимира Путина, председателя Правительства Дмитрия Медведева, председателя Госдумы Вячеслава Володина и председателя СовФеда Валентины Матвиенко за подписали более миллиона тысяч человек.
Евгений СИДОРОВ, газета "Владивосток"