Художественный руководитель Приморского академического краевого драматического театра имени Максима Горького, Народный артист и Заслуженный деятель искусств России, генеральный директор Международного кинофестиваля стран АТР Pacific Meridian, Почётный гражданин Владивостока Ефим Звеняцкий в интервью РИА VladNews рассказал о том, что труппа будет делать, когда театр закроется на долгий ремонт, почему церемония открытия кинофестиваля вновь переедет в «Океан», новой «крови» театра и нестареющих примах.
- Ефим Семёнович, неужели, правда, театр Горького закроют на очень долгий срок?
- В это здание мы вошли в 1975 году (раньше играли в здании, где сейчас Приморская филармония). Была премьера спектакля «В списках не значился», где я играл главную роль Плужникова. Это было 30-летие Великой Победы. Получается, 43 года без ремонта. Если фасад еще делали, то изнутри всё уже безнадежно устарело: звук, свет, машинерия сцены… Всё требует капитальной реконструкции. Поэтому театр остановится на полтора-два года. Уже выделено 25 миллионов рублей из регионального бюджета на проектно-сметную документацию. А дальше будут федеральные деньги выделены в 2019-2020 годах.
- А когда откроетесь?
- Мы попробуем к открытию театрального сезона 2020 года закончить ремонт. Будем делать для этого всё!
- Труппа в это время будет гастролировать?
- Это вопрос, на который пока ответа нет, над которым я очень серьезно думаю... Что мы можем? Можем обслуживать Приморский край. Можем выезжать на гастроли за границу, у нас есть приглашения в Италию, Америку, Норвегию, Китай. Конкретные города –Неаполь, Лос-Анджелес, Осло, Гонконг. Но это деньги. Для начала нужно решить вопрос с финансированием. Вот театр остановился. На что жить? Наверное, будут выделяться те же бюджетные средства на зарплату. Но нам денег на зарплату не хватает, мы ещё 50 миллионов в год сами зарабатываем. И это даёт возможность сделать среднюю зарплату артиста - 25-30 тысяч рублей, потому что иначе она будет всего 15-20 тысяч рублей. Бюджета хватает только на такую заработную плату и на оплату ЖКХ. А где взять деньги на то, чтобы изготавливать декорации, костюмы, бутафорию, реквизиты?
Второй вопрос, который меня мучает, – это зал, где можно было бы встать на репетиционный процесс на эти полтора года. Чтобы к началу театрального сезона 2020 года, когда будет готов театр, показать четыре-пять премьер.
Третий вопрос: где играть спектакли. Театр же нельзя остановить и ничего не играть. Ну, гастроли по Приморью… А во Владивостоке у нас нет площадки. Мы думаем, кто бы нас приютил, чтобы хотя бы два-три раза в неделю мы могли давать спектакли.
- Мариинка?
- Разговор о Приморской сцене Мариинского театра даже не идёт, с некоторых пор этот театр принадлежит только одному человеку – Валерию Гергиеву. И вряд ли драматический театр туда пустят. Мариинский театр ведёт себя так, как будто они живут на другой планете. Они делают всё для того, чтобы отодвинуть внимание журналистов и зрителей от своего величия. Надо быть проще!
В «Феско Холл» я не пойду... Театр молодёжи – нет, кукольный – нет. «Андеграунд»? В общем, пока мы находимся «у разбитого корыта». Не знаем, кто нас может приютить.
Эти вопросы - гастроли, репетиции, прокат спектаклей - не существуют отдельно, должно быть всё вместе. Это для нас чрезвычайно важно. Я верю, что нас не оставят на улице. Театр настолько на виду, на плаву. Нас уважают, поэтому, надеюсь, нас поддержат.
- Вы столько премьер ставите в последнее время!
- Мы выпускаем пять спектаклей в год, плюс одну детскую сказку и один спектакль на малой сцене. Это очень много для драматического театра. При этом декорации и костюмы – по-прежнему проблема.
- А еще в театре появились новые имена!
- Да, я сейчас занимаюсь тем, что начинаю выделять актёров, которым 23-25 лет, для смены более старшего поколения Александра Славского, Николая Тимошенко, Александра Запорожца, которое уже стало «крепостью». Эта смена должна проходить в их присутствии. Новые имена это: Костя Суворин, Боря Белебезьев, Максим Вахрушев, Валентин Запорожец. Это целое поколение ребят. Сергей Лисинчук и Максим Клушин, которые пришли к нам из Театра ТОФ, - два великолепных артиста! Можно просто посочувствовать Театру флота, от которого мы приобрели эти два дарования. Украшение театра, конечно, Наташа Овчинникова, Саша Аубекерова, Лера Запорожец, Марина Волкова, Ира Кулешова. Все они сегодня принимают «эстафету» от признанных мастеров сцены. Это очень сильные артисты, которые пришли, заявили о себе, и их ждёт большое будущее!
- Светлана Салахутдинова остается примой?
- Конечно. Она недавно блестяще Вассу сыграла. Но её потихоньку двигают молодые актрисы.
- У вас в театре работают две бывших первых леди Приморья…
- Да, и они сегодня не имеют отношения к политике. Ирина Миклушевская - художник по костюмам, которая оформила последнюю премьеру «Верная жена» очень хорошо. Она внесла своё художественное присутствие в театр. И Лариса Белоброва по-прежнему играет. Вот сейчас в новом спектакле «Есенин» она будет играть в паре с Валентином Запорожцем. Лариса – номер один! Она всегда была и остаётся первой актрисой. Она реже стала играть, потому что приезжает сюда пару раз в год и играет свои пять-шесть спектаклей подряд. И я не связываю фамилии этих леди с экс-губернаторами. Надо уметь отличать. Губернаторы меняются, а театр остаётся.
- У вас сейчас много ставит замечательный московский режиссер Вадим Данцигер.
- Он сейчас уже в штате нашего театра, переехал во Владивосток. Его супруга Тамара Данцигер-Дельсаль, кстати, сейчас ставит в Приморском театре молодёжи. У неё 16 марта был дебют.
- Давайте про кинофестиваль поговорим!
- Главная новость: мы сдвигаем кинофестиваль, потому что сдвинулся Восточный экономический форум. Мы не можем соединить таких два масштабных мероприятия, поэтому «Пасифик Меридиан» состоится с 21 по 27 сентября. В этом нас поддержал и врио губернатора Приморского края Андрей Тарасенко. Сейчас мы срочно меняем даты в письмах, потому что у нас уже отправлено огромное количество приглашений членам жюри и звёздам.
- Какие звёзды будут на этот раз?
- Я пока не могу никаких фамилий называть, еще рано. Потому что сначала говоришь, а потом они не приезжают, и получается болтовня Ефима Звеняцкого.
Прежде всего, отбираем кино. Наши отборщики побывали уже на Берлинском кинофестивале, планируется поездка на Московский кинофестиваль.
Программы фестиваля практически все те же, что и в прошлые годы, они утверждены. Сейчас формируется основной состав жюри. Также ведём переговоры по поводу президента фестиваля и председателя жюри.
Мы по-прежнему озадачены вопросом о том, кто будет генеральным спонсором.
Еще один вопрос – место для церемонии открытия и закрытия. В Мариинском театре много места, но получить этот зал – целая проблема, целая история. Сложно бесконечно стоять в просящей позе. Их ответ длится месяцами, я не могу полгода быть в «подвешенном» состоянии. Вероятно, мы ужмёмся очень серьезно, сократим количество зрителей, но проведем церемонии в кинотеатре «Океан». Там зал на 500 мест, для 600-тысячного Владивостока маловато, конечно, но мы намерены решить проблему с уличными экранами для зрителей. Зато будет душевно, как раньше!
Мария Стеблянко