Имя Лады Глыбиной во Владивостоке и Приморье известно. Она – популярный приморский журналист, блогер, совладелица информационного сайта. А еще – сильная и эффектная женщина, которая знает себе цену. В интервью РИА VladNews Лада откровенно рассказала о том, каким видит идеального мужчину, легко ли жить в социальных сетях, и что это значит – быть счастливым человеком.
- Тебя называют сильной женщиной. Что это такое?
- Что это такое? Если совсем коротко, это жесть! Над моим рабочим столом с юности висит картинка. Аист пожирает лягушку, а лягушка душит аиста за шею. Видела такую? И подпись: никогда не сдавайся! Можно считать, это мой девиз. Плюс к этому необходимо чувство юмора и безграничная вера в себя. Последнее вырабатывается в процессе активного набивания шишек. Вообще, личные грабли - святое дело. Без них никуда. Могу сказать, что я прошла все этапы большого пути типичной современной женщины: вышла замуж, родила ребенка, развелась. Попала в очень тяжелую финансовую ситуацию. Много работала, были моменты, спать ложилась под утро. Тексты писала в две газеты сразу. Замуж так и не вышла. В общем, это многих славный путь. И, могу сказать, после сорока лет обрела, наконец, просветление мозгов. Так что, когда мне девочки говорят - ой, мне скоро будет 40, какой кошмар, я отвечаю - какое счастье!
- Накануне 8 марта так и тянет задать вопрос - кто в твоем представлении идеальный мужчина?
- Наверное, вопрос немного не по адресу. Тайным знанием об идеальном мужчине, полагаю, обладают идеальные женщины. Я точно не из их числа. К сожалению, у меня очень высокие требования к мужчине. Мне нужно, чтобы, когда я с ним разговаривала, я смеялась. Этого почти достаточно. Ну, есть еще мелкие детали типа того, что человек должен уметь зарабатывать деньги и не быть жлобом. В смысле, не дергать бровью, когда платит по счету в ресторане.
- И что, даже не важен уровень образования?
- В смысле, корочка диплома? Конечно, нет. Чувство юмора – это самый высокий тест на уровень образованности. Знакома с умнейшими мужчинами, с весьма средним дипломом. Равно напротив: у некоторых кандидатов и даже докторов наук корочки явно купленные. А в голове – кедр. В смысле, дерево. Речь сейчас о некоторых политиках.
- Как ты стала блогером? Что это такое, вообще?
- Я не считаю себя блогером. Я журналист, активно пишущий в социальных сетях. Сначала это был Живой Журнал, с весьма вызывающим названием «Голая правда». Довольно интересный был журнал, своего рода, дневник, я его и сейчас с удовольствием перечитываю. В Одноклассниках мне не понравилась, там обсуждают котиков и рецепты. А я люблю собак и политику.
Семь лет назад я пришла в Фейсбук. С изумлением обнаружила, что там обрела себе площадку для общения практически вся интеллигенция Владивостока. Мы наблюдаем удивительный феномен социальных сетей - они сплотили общество, стали его рупором. По сути, соцсети – это народное СМИ. И журналист не имеет право игнорировать этот факт. Тебя должны читать - хоть ты сдохни! Это важно еще и потому, что твоя страничка в соцсетях повышает доверие к тебе как к журналисту. Я десятки лет работала в газетах Владивостока, практически во всех, но, подозреваю, по настоящему меня узнали читатели только тогда, когда мы встретились в соцсетях.
- В чем секрет хороших постов?
- В искренности. Люди очень тонко чувствуют фальшь в тексте. Если будешь выпендриваться – ничего не выйдет. Ты должен не бояться быть собой. И в этом главная проблема, на самом деле. Мне, например, очень мешает, что я журналист. Думаю, я была бы гораздо более успешным блогером, если бы взяла себе вымышленное имя, но, как говорится, уже поздно пить боржоми. Видимо, из того, что я не осмеливаюсь сказать в соцсетях, рано или поздно сложится книга. Надеюсь. Надеюсь также, что она будет не очень неприличной. Шучу. На самом деле, я надеюсь как раз на обратное.
- Расскажи, как тебе удалось сменить статус наемного работника – журналиста, на независимое положение соучредителя информационного сайта?
- Однажды я закрыла за собой дверь редакции. Это были личные мотивы. Я всегда человек действия. Не буду мириться, всех пошлю и уйду в никуда. И все потом получается, как ни странно! В тот момент я не знала, на что я буду жить, но тут случились выборы. За два месяца выборной компании я заработала больше, чем за год работы в газете. И я подумала, что в моей жизни что-то не очень правильно. Знаете известную пословицу? Про то, что больше всех в колхозе работала лошадь, но председателем она так и не стала. Убедилась на личном опыте - деньги надо зарабатывать тем, что тебе больше всего нравится. В газете я много лет работала политическим обозревателем, мне очень нравится политика, поэтому я логически пришла к работе на выборах. Я не понимаю тех людей, кому политика безразлична. Увы, миром правят не женщины, а политики. Именно они определяет качество нашей жизни. Жаль, что сегодня оно не слишком радостное. Но виноваты в этом, я считаю, те, кто не ходит на выборы. Напомню, ближайшие 18 марта, если кто забыл!
- И тебе все равно, на какую партию работать?
- Дело в личностях, а не в партиях. Я работала на единоросов Сергея Сопчука и Юрия Корсакова, потому что считаю их очень достойными людьми. Я руководила медиа-штабом приморской «Справедливой России», когда лидером партии был Константин Межонов, в тот год, когда они с трех процентов поднялись до 16 на выборах в Законодательное собрание Приморья, и это был суперуспех. Я с удовольствием работаю на КПРФ, потому что уважаю многих коммунистов, а левая повестка – всегда интересно для журналиста.
Мне важен человек. Я никогда не буду работать даже на очень платежеспособного человека, если буду знать, что в прошлом это сутенер или торговец наркотиками. Мне нравится драйв и креатив работы на выборных кампаниях. И то, что там платят хорошие деньги, мне тоже нравится. Это реплика исключительно в адрес женщин - не должно быть стыдно хотеть хорошо зарабатывать. Энергию денег нужно уважать и бережно к ней относиться.
- Если вернуться в прошлое, ты бы поступили снова на журналистику?
- Ни за что! Моя печаль по жизни – так и не дошли руки выучить английский. Стыд-позор, признаю. Поэтому дочь убедила идти сразу учить китайский, чтоб по-тяжелой компенсировать мамины комплексы.
Если серьезно, учиться журналистике надо не в вузе. Главное - найти себе мастера, который тебя научит. Очень большое счастье, что в моей жизни была Татьяна Смирнова, мастер слова, завотделом науки газеты «Красное Знамя». Плюс я, как сумасшедшая, долги годы читала Зощенко, Аверченко, Тэффи, афоризмы… Моё главное правило - фраза не должна быть длинной. Даже если ты делаешь текст о политике, экономике, он должен быть написан простым и ясным для читателя языком. Идеально, если человек будет читать и улыбаться. Не говоря уже о том, что без чувства юмора быть журналистом тяжко.
- Отношение к журналистам в обществе сложное. Не бывает обидно, когда проводят аналогию с первой древнейшей?..
- Очень обидно. Потому что я люблю и уважаю свою профессию. Знаю, какая она трудная. Это совершенно ненормированный труд, который не заканчивается даже тогда, когда ты ложишься спать. Пакость в том, что, когда закрываешь глаза, ты все равно продолжаешь думать о том, как бы забойно начать текст… Журналистов нынче модно обвинять в продажности. Хотя это звучит смешно. Примерно так же, как продажный адвокат. Хороший журналист - это, своего рода, медиаадвокат, услуги которого не могут стоить дешево. Есть разные ситуации, где необходима медиаподдержка. С какой стати это должно быть бесплатно? Все СМИ у нас частные. Умение написать текст – это профессия. Разумеется, это должно оплачиваться. И речь не только про выборные кампании.
Когда я слышу обвинения в адрес коллег, или, бывает, в свой адрес, я всегда отвечаю: хотите высказывать свою, якобы, независимую точку зрения? Флаг в руки, заплатите за сайт, зарегистрируйте СМИ, сделайте его читаемым, а я на вас посмотрю. Между нами, девочками, мы с моим партнером по сайту пошли именно по этому пути. Хотели быть независимыми – стали ими.
Другой момент, что есть тексты, которые однозначно вызовут интерес читателей, что будет способствовать рейтингу сайта или повышению твоего личного рейтинга, как журналиста. В этом случае ни о каких деньгах, разумеется, речи нет.
Приведу пример с недавним материалом про Галину Каторову, которой дали три года лишения свободы за то, что на не дала себя задушить. Честно говоря, я была возмущена этой ситуацией. И, надеюсь, мой текст про Галину сыграл свою роль в том, что женщине вместо ожидаемых семи лет дали три. Хотя и это безобразие, в котором, как в зеркале воды, отражается гендерное неравенство в России.
- Ты сейчас говоришь, как феминистка?
- Хоть горшком назови, истина проста – мы, в России, живем в мире мужчин. О женщинах вспоминают один раз в год, 8 марта. Поздравляют, дарят цветы, говорят красивые слова. Наступает 9 марта, и что мы видим? На руководящих постах и в депутатах – 90 процентов мужчин. Зарплата у мужчины всегда будет больше, чем у женщины. Если будет выбор - принять на работу мужчину или женщину, кого выберут, можно даже не спрашивать. Это нормально? Я так не считаю. Про разгул домашнего насилия, и отсутствие закона, защищающего женщин, я даже не говорю. Хоть в депутаты иди. Не знаю, может и соберусь. Потому что женские проблемы мужчины точно никогда не будут решать. Не в их интересах.
- Если мы начали говорить о политике, что ты думаешь о новых фигурах на политическом небосклоне Приморья? Врио губернатора, новый мэр, практически полная смена команд…
- Известие об отставке Миклушевского застало меня на борту самолета, я летала в отпуск, в Грузию. Как настоящий политический обозреватель, все три часа полета писала текст про это долгожданное событие. Когда я увидела, кого назначили врио губернатора, я подумала, что мне нравится лицо этого человека, его биография, и то, что он не политик, в том смысле, в каком мы привыкли это понимать. Пока я не разочаровалась в Тарасенко. Мне даже нравится, что он не умеет говорить. И это хорошо, потому что те, кто много болтают, обычно ничего не делают.
Команда нового губернатора мне также импонирует. Я мысленно аплодировала назначению Константина Межонова на пост вице-губернатора по культуре и образованию. Знаю этого человека много лет и уверена, что это лучший выбор, который можно было сделать. Мне очень симпатичен вице-губернатор по внутренней политике Дмитрий Братыненко, умный, хотя и жесткий человек. В целом, ни одно новое назначение Тарасенко не вызывает внутреннего протеста. Что касается нового мэра Владивостока Виталия Веркеенко, я его достаточно хорошо знаю, и уверена, что этот человек не ставит свои интересы выше интересов города. Так что лично у меня есть надежда, что тандем Тарасенко – Веркеенко сделает много чего хорошего для Приморья. Хотелось бы в это верить.
- Тебе, наверное, наверное, часто задают вопрос - почему не уехала из Владивостока в Москву?
- Был момент, когда меня позвали на выборы в Солнечногорск - это Подмосковье. Поселили в отличную «двушку» в Зеленограде, а это Москва, и сказали - если хочешь, покупай и оставайся. Но я вернулась во Владивосток. И не к большой любви, как мне тогда казалось. На самом деле я вернулась к городу.
Моя дочь уехала в столицу, называет Владивосток большой деревней, и считает, что Москва определяет сознание. Что только там можно чего-то добиться. Я считаю, что в любой точке земного шара человек, прежде всего, проживает жизнь наедине с собой. От себя не убежишь, и к себе не приедешь. К себе придешь. Но это другая история.
По моим ощущениям, в Москве слишком темно и слишком тесно. Владивосток, в этом смысле, город вольный. Здесь море. Здесь есть возможность делать то, что хочу. Здесь связи, которые важнее денег. Кроме того, я совершенно уверена, что будущее России – это Восток. Самое интересное для страны будет происходить именно здесь. Мне, как журналисту, хотелось бы принять в этом участие.
- Скажи честно, ты счастливый человек? Что для тебя это понятие – счастье?
- Буддийский монах, сидящий под деревом в медитации, наверняка счастлив. Человек такое существо, он всегда к чему-то стремится, ему всегда чего-то не хватает, зимой - лета, осенью - весны. Ну, как тут будешь счастлив? У меня ремонт ванной комнаты впереди, какое тут счастье, это же ужас и кошмар, но и без него никак. Понимаете? Я считаю так: если человек сравнительно здоров, если у него много планов на будущее, и если он не утратил чувство юмора, такой человек, безусловно, счастлив. Просто многие этого не понимают. Но я, слава богу, уже поумнела. Не совсем, конечно. Так что главное большое счастье у меня впереди!
Мария Стеблянко