До дня голосования на главных выборах страны осталось чуть больше месяца и предвыборная гонка уже начинает выходить за рамки закона. Как отличить добросовестную агитацию от «чернухи» и как самому не попасть на скамью подсудимых, за излишнею эмоциональность, разбирался корреспондент РИА VladNews.
Понятие «черный» пиар пришло на информационные поля России еще в 90-х годах. Когда перед каждыми выборами, стены и двери подъездов, усердно обклеивались плакатами с негативной информацией о кандидатах. С каждым годом подобного все меньше однако, в преддверии выборов Президента РФ тема становится особенно актуальной. Для начала разберем, что такое агитация с точки зрения законодателя. Согласно статьи № 48 Федерального закона «об основных избирательных правах граждан» № 67-ФЗ предвыборная агитация имеет следующие признаки: призывы голосовать за или против; описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату.
Как распознать «черный» пиар
С течением времени нечистые на душу политтехнологи становятся все аккуратнее. Тонкие намеки в тексте, явное превалирование выборной тематики и завуалированные призывы голосовать против – современный, вариант «чернухи» в России. Самым явным признаком отличия, являются выходные данные материала. Любой текст или плакат в агитационный период, связанный с выборами выпущенный законно имеет данные о выпуске: тираж, кем изготовлено, за чей счет, дату выпуска. Как правило, эту информацию указывают в конце страницы. Данное требование обязательно для всех видов распространения агитации: газеты, сообщения в электронных СМИ, листовки, буклеты, плакаты. Исключением является официальная информация Избирательной комиссии, в полномочиях которой информировать нас о дате выборах и призывать исполнять свой гражданский долг. Однако «черные пиарщики» добрались и до неё.
Так к примеру, меньше месяца назад в сети начали, появляется обращения Центральной избирательной комиссии с явными признаками «черного» пиара в отношении отдельного кандидата. ЦИК моментально опроверг свою причастность к этим листовкам. Определить подобную «чернуху» не составляет проблем. Любые публикации ЦИК как и любой другой избирательной комиссии направлены исключительно на повышение явки и информирование избирателей. Если в буклете или плакате, от имени избирательной комиссии есть оценочные суждения или текст вызывающий негативное отношение к любому кандидату, то в данном случае перед глазами избирателя не более чем фантазии любителей добавить щепотку хайпа в предвыборную кухню.
Ответственность за незаконную агитацию
Нарушение порядка проведения агитации, в соответствии с КОАП РФ влечет наложением административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей. Однако не стоит рассчитывать, что вывешенная в подъезде листовка грозит лишь штрафом. В отдельных случаях подобные действия приводят к уголовному наказанию. Распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию публично, могут расцениваться по статье 128.1 УК РФ. Штрафы по ней достигают 5 миллионов рублей. Учитывая, это стоит дважды подумать, прежде чем выражать свое недовольство в публичных местах в агитационный период. Уголовное дело само по себе является клеймом в жизни любого человека.
Стоит ли напоминать, что выразить свое согласие или несогласие можно абсолютно законно и без последствий 18 марта 2018 года. Так как именно в день выборов жители России делятся на два лагеря: ответственные граждане и обыватели. Одни оставляют свой паспорт на полках, другие передают его членам Участковой избирательной комиссии