Снегопад во Владивотоке: кто виноват и что делать?

Cнегопады из раза в раз становятся настоящим бедствием для Владивостока

18:40, 23 ноября 2017 Общество
ef10f3fe9789c795f512c142d7620ebef881a499.jpeg

Снегопады из раза в раз становятся настоящим бедствием для Владивостока. Если летом нарушить ритм городской жизни способны только самые сильные и разрушительные циклоны, которым дают грозные имена, то зимой их самый заурядный безымянный брат способен за считанные часы парализовать Владивосток и в прямом смысле надолго выбить горожан из седла,  сообщает РИА VladNews.

Снег – пожалуй, главный кошмар владивостокского градоначальника, при этом не важно, какого именно. Сколько глав администрации сменилось на нашей памяти, а из испытания снегопадом с честью не вышел еще ни один.

И ведь неважно, нагрянул снегопад внезапно или о нем заблаговременно предупреждали синоптики – результат каждый раз все равно один и тот же: огромные пробки, проблемы с общественным транспортом, скользящие прохожие, рекордное количество ДТП.

Сегодня мы вспомним самые значительные снегопады во Владивостоке за последние двадцать лет, и еще раз попытаемся разобраться, в чем же секрет. Почему для тысяч российских городов снег – заурядное природное явление (если, конечно, он идет не летом), а для Владивостока – настоящая ахиллесова пята?

Итак, поехали.

Далекий 1997 (городом руководит Виктор Черепков)  - мощнейший снежный циклон накрыл город в первый же день нового года, 1 января. Стихия с громом и молниями бушевала всю ночь, и к утру 2 января слой снега на городских улицах местами был больше метра. Не то чтобы доехать – горожане порой не могли даже дойти до нужного места, настолько сильно были завалены тротуары. Многие помнят, как еще долго ходили на работу или учебу по узким дорожкам, прокопанным в толстом слое снега, к придомовым территориям не могли добраться машины коммунальных служб, маленькие магазинчики во дворах испытывали сложности с подвозом продуктов, а мусорные контейнеры были переполнены в ожидании мусоровозов.

Теперь перенесемся 2001 (теперь на посту градоначальника Юрий Копылов). И снова самое начало года, 6 января. Мощный циклон со штормовым ветром обрушивается на южные районы Приморского края, в то числе и Владивосток. А следом за ним буквально через три дня пришла новая снежная буря и выдала двухмесячную норму осадков за один день. Коллапс на дорогах, закрыто морское и воздушное сообщение, на несколько дней отменены занятия в школах. На голову градоначальника обрушивается лавина критики, он же со своей стороны сетует на руководителей предприятий, призывая их своевременно очищать принадлежащую им территорию от снега. Ситуация усугубилась небывалыми для Владивостока морозами, которые вывели из строя систему энергоснабжения, что в свою очередь стало причиной массовых протестов горожан.

Эта история практически один в один повторилась ровно через год – 6 января 2002 года. Снова транспортный коллапс и отключения электричества, снова волна недовольства со стороны горожан. Этот снегопад запомнился тем, что к ликвидации его последствий были привлечены военные - на дорогах Владивостока появились БТРы, которые помогали вытаскивать застрявшие в снегу автомобили. Серьезные дорожные заторы сохранялись тогда в течение нескольких дней.

Снегопад, случившийся 20 декабря 2004 года (а к этому времени на посту градоначальника находился уже Владимир Николаев), назвали тогда самым сильным за последние 80 лет. По сведениям синоптиков, за одну ночь выпало две месячные нормы осадков. Городские службы не успевали чистить от снега даже центральные улицы, школьники и студенты снова остались дома, а общественный транспорт не вышел на маршруты. Относительный порядок на дорогах города был наведен только через четыре дня.

Через год с небольшим – в конце февраля 2006 – Владивосток вновь пострадал от мощного снежного циклона. Снег непрерывно шел больше суток. Однако в этот раз проблему обострило пришедшее вслед за снегопадом потепление. Снег перешел в дождь, снежные завалы растаяли и превратились в лужи, которые вскоре замерзли ледяными волнами. Город надолго превратился в каток. Перед толстым слоем льда, намертво въевшимся в асфальт, городские службы оказались бессильны. И снова грандиозный «день жестянщика» с небывалым количеством ДТП и волной народного гнева.

Еще один легендарный снегопад произошел под самый конец зимы – 4-5 марта 2007 года. Тогда в городе даже было объявлено чрезвычайное положение. И снова все по классическому сценарию – многокилометровые пробки, отмена занятий в школах и ВУЗах, тысячи горожан, опоздавших или так и не добравшихся до работы, застрявшие по пути к больным кареты Скорой помощи, отсутствие общественного транспорта. Последовала от администрации даже просьба к горожанам выйти на борьбу с последствиями снегопада.

5 декабря 2009 года (когда у руля городской администрации находился Игорь Пушкарев) во Владивостоке выпала трехмесячная норма осадков. Снегоуборочная техника не справлялась с обильными осадками, проезд по дорогам города был затруднен, паромное сообщение остановлено, аэропорт закрыт. Именно этот снегопад отметился рухнувшей крышей крытого катка «Полюс» на Овчинникова. К счастью, обошлось без пострадавших, так как в момент происшествия на льду никого не было.

В ноябре 2010 года пришедшие с разницей в два дня первые снегопады сделали дороги и тротуары города ледяными. Передвигаться по ним как на колесах, так и пешком стало смертельно опасно для горожан. Небывалое количество тяжелых травм получили жители Владивостока в этот «ледниковый период». Опасно было даже выйти из дома, потому что гололед начинался прямо от подъездов домов. Многочисленные жалобы в адрес городской администрации и управляющих компаний повлекли ряд административных проверок.

19 ноября 2012 года снег начался с утра. Прогнозы синоптиков не предвещали большой катастрофы, но на деле все оказалось гораздо сложней. Уже к середине дня город серьезно засыпало снегом, дороги покрылись льдом. В этот день в городе произошло порядка 200 автомобильных аварий.

Январь 2016 года: в аккурат на Крещение, в ночь с 18 по 19 января, город оказался во власти сильнейшего циклона. Обильные осадки, штормовой ветер, метель – главный синоптик Приморья Борис Кубай назвал этот снегопад «одним из самых необычных и коварных». В городе образовались огромные сугробы, даже откопать машины и выехать со стоянок и из гаражей оказалось затруднительным. Автобусы не справлялись с возросшим пассажирским трафиком. Чтобы добраться до работы и дома, жители города штурмовали электрички. Междугороднее автобусное сообщение встало. Полностью ликвидировать последствия снегопада удалось только к концу января. Не обошлось без вмешательства прокуратуры, которая указала на плохую работу ряда управляющих компаний.

За эти двадцать лет неравной битвы со снегопадами градоначальникам Владивостока изрядно доставалось от возмущенных горожан. Были и подарки мэрам в виде коньков и лопаты, были и нелицеприятные прозвища. Но, увы, ни праведный гнев, ни жалобы, и удары по репутации не смогли изменить ситуацию.

Пока ни городские службы, ни сами горожане не научились правильно действовать в условиях снегопада. Тем временем, давно пора понять, что снег для Владивостока действительно представляет серьезную проблему в силу ряда факторов. Это и сложный рельеф, и нестабильная погода с резкими перепадами температур, и критически большое количество автомобилей, к которому не приспособлена городская инфраструктура. Добавим к этому то, что Владивосток – город с высокой деловой активностью, где все постоянно куда-то спешат.