​«Летальная» политика Миклушевского

Что нужно сделать Андрею Тарасенко, чтобы не повторить ошибок своего предшественника

13:55, 19 октября 2017 Интервью
50e17dd47936e96315e186d1cb29182e.jpg

ПятилеткаВладимира Миклушевского в Приморском крае стала наглядным примером неудавшейсякарьеры на посту губернатора в одном из перспективных регионов страны. Политолог Павел Наливайко эксклюзивно для РИА VladNews разбирался, какие ошибки нельзя совершать временно исполняющему обязанности губернатораПриморского края Андрею Тарасенко. 

Политика первична

Какбы то ни было, но именно политика оказала наибольшей влияние на принятиерешение об отставке Владимира Миклушевского. То, чему экс-губернатор уделялизначально большое внимание, в конечном счёте превратилось в бомбу замедленногодействия, которая в итоге взорвалась. Но так было не всегда.

Послеприхода на пост в 2012 году Миклушевский заявил о демократизации органовисполнительной власти. Во Владивостоке был проведён «Гражданский референдум»,был запущен отбор претендентов в общественные экспертные советы. Надежды надиалог усилились после анонсирования создания Молодёжного правительстваПриморского края и Общественной палаты Приморского края. Однако, как оказалосьпозже, это была лишь бутафория для общественности, какмодно сейчас говорить, «хайп».

Дляполитической элиты были заготовлены свои иллюзии. Владимир Миклушевский началвыстраивать команду по принципу коалиции, включая представителей разных местныхгрупп. Представители его команды просили местные элиты не мешать новомугубернатору на первых порах и обещали «золотые горы». Впрочем, «медовый месяц»продлился недолго. Одним из первых действий главы региона, которое полностьювыбивалось из его имиджа, стала попытка приватизации «Примводоканала» и«Примтеплоэнерго». Тогда эта тема вызвала острую негативную реакцию со стороныдепутатского корпуса и муниципалитетов, однако наиболее категорично по нейвысказался глава Владивостока Игорь Пушкарёв. Градоначальник фактически«похоронил» эту тему, выступив авторитетным сторонником сохранения предприятийв краевой собственности. Мэр был убеждён в полной экономическойнецелесообразности такого решения, оперируя цифрами.

Многиесоглашаются с тем, что этот эпизод стал переломным моментом во взаимоотношенияхМиклушевского и Пушкарёва, ведь для экс-губернатора это стало первымкрупным провалом его инициатив. Но, несмотря на это, ещё несколько лет сторонамприходилось договариваться ради обоюдных интересов. В 2013 году ВладимирМиклушевский поддержал Игоря Пушкарёва на выборах мэра Владивостока, а ужечерез год Игорь Пушкарёв был назначен ответственным за досрочные выборыгубернатора по Владивостоку, при этом не выдвинув свою кандидатуру, чего многиеждали и хотели. Дальше был «Спасский конфликт», подготовка к выборамЗаконодательного Собрания, арест Игоря Пушкарёва, то есть всё то, что привело иназывается затяжным конфликтом между сторонами.

Однаконе нужно испытывать иллюзий по поводу того, что именно Игорь Пушкарёв былпричиной всех бед приморского губернатора. Это совсем не так. В значительнойстепени ситуацию усугубляло близкое окружение самого Владимира Миклушевского.

В2012 году в Приморье на внутриполитический блок был прикомандирован скандальноизвестный политконсультант Илья Спокойнов (Митькин). Нет смысла рассуждать, насколько велико было его влияние на губернатора, но мы могли наблюдать за тем,как он фактически подмял под себя избирательные кампании и значительную частьрегионального медиа-рынка. Более того, создание ряда организаций с символичнымназванием ООО «Развитие» и ООО «Освоение» позволили замкнуть на себя многиефинансовые потоки со стороны администрации Приморского края.

Взначительной степени на внутриполитическую ситуацию в регионе повлияла и работавице-губернатора по внутренней политике Александра Ролика. Наглядным примеромстала проведённая в 2014-2015 годах реформа местного самоуправления, гдеПриморский край зачем-то решил быть впереди планеты всей и первым апробировал поочереди все предоставленные варианты. В итоге сначала в регионе появилась «двуглавая»система (когда в муниципалитете есть глава города/района, занимаетсяпредставительскими вопросами и глава администрации города/района, занимается хозяйственной деятельностью),которая, кстати ранее точечно была использована в ряде муниципалитетов (БольшойКамень, Фокино, Лесозаводск, Дальнереченск, Дальнереченский район,Спасск-Дальний, Спасский район), но её распространение привело к рядуполитических конфликтов. Однако спустя несколько месяцев было принято решениеоб отказе от данной системы, в результате чего вернулись к единоличномууправлению, согласно которому главу администрации назначает конкурснаякомиссия. Отмена прямых выборов и усиление бюрократии в процессе назначения привелик череде затяжных муниципальных конфликтов на территориях Находки, Спасскогорайона, Спасска-Дальнего.

Ктому моменту изначально заложенный тренд на демократизацию был давно отодвинутна второй план. «Прогубернаторские» СМИ массово выигрывали тендеры наинформационное обеспечение администрации Приморского края, что позволялототально контролировать медиа-рынок. Независимые представители экспертногосообщества постепенно «втаптывались в землю» путём административного давления,что заставляло многих уходить в тень и даже менять специальность, а гражданскиеинституты стали формальным дополнением к администрации Приморского края.

Вконечном счёте к 2016 году в регионе была сформирована атмосфера всеобщегоантагонизма к главе региона. При этом локальные группы продолжали использоватьприближённость к приморскому губернатору сугубо в коммерческих целях.

Один в поле не воин

Наверное,немногие вспомнят, но именно 2016 год стал для Владимира Миклушевскогопереломным с политической и имиджевой точек зрения.

Ведьпосле победы на выборах губернатора в 2014 году с результатом 77,43 %, вэкспертных кругах всё чаще говорили о возможном скором переходе Миклушевскогона высокую должность в Правительство РФ. Все предпосылки для этогодействительно были, так как шлейф положительных достижений федерального центрапосле проведения Саммита АТЭС всё ещё имел свой эффект, поддерживая иллюзиюуспешного руководителя.

Однакомасштабная победоносная «кампания», разогретая окружением ВладимираМиклушевского, сыграла с ним злую шутку. Предложения о переходе в Правительствобыли туманны, а в регионе нужно было сходу демонстрировать результаты работы и социально-экономическогоразвития. Однако с этим были проблемы. Не удалось губернатору вписаться и внабирающую обороты повестку развития Дальнего Востока. Тогда ВладимирМиклушевский лишь успел прославиться историей с назначением администраторовтерриторий опережающего социально-экономического развития, но в отличие от тогоже Хабаровского края, не выстроил понятный механизм взаимоотношения синвесторами.

Витоге именно в 2016 году в регионе впервые всерьёз стали курсировать слухи оботставке Владимира Миклушевского. Первым звоночком стал так называемый«вертолётный скандал», который буквально через несколько дней попал в заголовки крупнейших федеральных СМИ. В дальнейшем даже самую небольшуюоплошность Миклушевского сразу же высмеивали в СМИ и социальных сетях, что, какправило игнорировалось информационным блоком краевой администрации (что былопрямой ошибкой информационного блока губернатора). В этот же период в регионебыло замечено появление первых анонимных интернет-проектов, которые занималисьполитической аналитикой, зачастую указывая на все недостатки региональнойвласти. Учитывая отсутствие данного жанра в последние годы, он вызвал широкийинтерес в регионе, а некоторые материалы даже попадали на уровень Москвы.

Ноте, кто так или иначе знает, как устроена политическая система, и какпринимаются решения, понимают, что подобные точечные информационные «бомбы» неприводят сразу к отставке губернаторов. Они скорее заставили чаще обращать вниманиена ситуацию в регионе. Тем самым снимался информационный «блок» от федеральногоцентра, который обычно призван страховать губернатора от подобных осечек.

Вподобных условиях на позиции Владимира Миклушевского стали влиять болеесерьёзные вещи. В частности, падение уровня поддержки населения, котороесоциологи начали фиксировать с начала 2016 года. Тогда же серьёзныйрепутационный урон нанесла история с запуском сбора подписей за отставкугубернатора Приморского края, в дальнейшем раскрученная посредством социальныхсетей и What'sApp.

Инаконец, на мой взгляд, наиболее серьёзным ударом по позициям Миклушевскогостала волна арестов представителей его команды, которая продолжалась почтинепрерывно вплоть до его отставки. Силовые структуры не только сыграли наконтрасте с ослабленным губернатором и выступили гарантом внутриполитическойстабильности, но и использовали удачный момент для укрепления своих позиций.

Вконечном счёте, каждый из перечисленных индикаторов на выходе в совокупностисливался в общую картину тяжёлого и затяжного внутриполитического кризиса врегионе. Позиции губернатора падали, достигая всё новых критических отметок.Именно поэтому решение федерального центра стало, пожалуй, спасением для самогоВладимира Миклушевского, который, может и осознавал, но не хотел принимать длясебя всю безысходность сложившейся ситуации.

Не повторяя ошибок

Фраза«Короля играет свита» приняла слишком извращённую форму в случае садминистрацией Миклушевского. Она ушла от своего первоначального значения,которое предполагает уверенность позиций благодаря сильной команде, ставвоплощением аппаратных интриг, коммерциализации взаимоотношений,злоупотребления доверием. Миклушевский забыл, что именно руководитель регионаявляется центральным звеном в политической системе и именно он определяет«правила игры». Позабыл экс-губернатор и о том, что без крепких союзниковнельзя добиться результатов, а ущемление их интересов, постоянные гонения ипопытки сломить, лишь придают сил для борьбы.

Можномного говорить о причинах падения Владимира Миклушевского, но в данном случаехотелось бы обратиться к формальным аспектам. Законодатель не зря определилпятилетний срок для губернаторов, так как именно этот период позволяетобъективно оценить реальное положение дел и принять решение выдвигаться нановый срок. Миклушевский решил не дожидаться окончания срока, а переизбрался в2014 году, что и стало одной из его главных ошибок. Ведь ещё при назначениимногим было понятно, что эта история должна была закончится именно в 2017 году,а пятилетний срок стать длительной подводкой к взлёту на федеральную должность.Но, как принято сейчас говорить, что-то пошло не так.

Вэтой ситуации пока незачем говорить о политическом будущем Андрея Тарасенко иделать прогнозы. Достаточно лишь не делать ошибок своего предшественника. Ведь, как показывает практика, это уже половина успеха.